О бедном мышонке слово

Каждый автоматический раз, когда я хочу оградить своих детей от негатива, от потенциальной опасности, возможной травмы, латентного подвоха, неадекватной по моим меркам информации, чудится видение: сыновья, уже не школьники, идут по улице, оба в пузырях, и бум-бум друг с другом и с дорогой делают. И я задаю себе вопрос: ну, далеко они так уйдут?

Следуя раннему обучению, учила сыновей на позитиве: карточки Домана, деревянные игрушки, милая музыка, сказки, мультики строго фильтровала, чтобы только добрые и светлые, ясные и понятные. Без классики не обошлась и любимыми были «Краденое солнце», «Федорино горе», «Айболит», советские мультфильмы «Маугли», «Остров сокровищ», «Ну, погоди!», «Простоквашино», «Тайна третьей планеты», «Леопольд» и т. д., а современные «Козёл и баран», «Жихарка», «Муха» студии «Самоцветы» [помимо всех богатырей-лунтиков-фиксиков-смешариков-барбоскиных-маши_и_медведя-котиков_вперёд-джингликов-чипа_и_дейла-утиных_историй-лёлика_и_болика и пр.] пересмотрены сотни раз.

Сейчас сыновья сами умеют находить в интернете мультики, прекрасно пользуются ютьюбом. И когда я просматриваю историю их сеансов, совершенно не понимаю, как могут дети, заслушавшие «Маленького принца» до дыр, подсесть на абсолютно дичайшие мульты с ужасной рисовкой и отстойной [потому что жаргонно-абсценная нередко] озвучкой про зомби и вампиров, про танки, которые «наши» и «мерзкие», а самого крутого зовут «Левиафан», и у них есть глаза и рот — у танков, Зигмунд! — и с гендером всё ок — танки-девочки с накрашенными губками ездят.

И блокируя стрёмные подписки в очередной раз, знаю, что вскоре сыны переключатся на другую похожую ерунду. Её вдоволь в интернете. И дело не в режиме браузера «Родительский контроль». Его легко можно включить. Но как его включить в школе, когда некоторые одноклассники матерятся и приносят смарты с подобными видео, если не хуже? Как включить защиту от травматичного опыта и знания в пубертатный период, когда меня могут и не слушать, а компания подбираться будет без оглядки на нормы или правила безопасного развития? Как поможет этот заслон от разочарований во взрослой жизни? А никак.

Чем уникальны дети, так это постоянной потерей страха. Пускай взрослые орут: «Ты что, совсем страх потерял?!», ребёнок мотает головой, мол, не, конечно, боюсь-боюсь. И продолжает лезть на рожон, доводить до невменяемости эгоистичную взрослую правильность, выводить из них всё заносчивое себялюбие. Путёвка в угол или поощрение подзатыльником уплотняет что-то в ребёнке, ожесточает, но этот искусственно состряпанный страх узкоспециальный, направлен исключительно на поддержание реноме взрослых. А настоящее бесстрашие всегда на шаг впереди, выскакивает шалостью, дерзким непослушанием точно чертик из коробочки и прыг-скок перед носом — ну, испугай меня, папамам, что так слабо-то? Совсем страх потерял?.. А нам вредно его терять. Инстинкты сбоить будут. Для детей автосохранение ещё не нужно, они только собирают себя из окружающих среды и людей. Впитывают наши страхи. Учатся бояться. И постепенно разучиваются перманентной смелости развития. В их любопытстве код жизни. А у нас слоёный страх. Ох и ах.

Ребенок, выросший в пузыре, уязвим больше, чем те, которые читали и понимают, почему мышонка съела кошка. Сказки учат не только добру. Их главная задача — показывать модели поступков. Это своеобразная инструкция: сделаешь так, получится эдак. В сказках зашифрованы стереотипы, без них человек не сможет адекватно реагировать на вполне конкретные ситуации. Если б колобка лиса не съела, что было бы? Хулиган и обманщик безнаказанно куралесил дальше. А если ещё шире глянуть, то можно и так: укравший у бедняка кусок ни с чем и останется. То же и с мышонком: нельзя ослушаться маму, нельзя верить чужим, нельзя принимать за маму первого встречного, нельзя предавать за красивую песенку.

Когда у ребенка нет никаких амбивалентных примеров в памяти, он не различит, не усомнится, где добро и где зло, в реальности. Тотальная толерантность переходит в манию. Она полностью атрофирует защитные функции. Как человек сумеет справиться с болью, если его с детства одели в скафандр, и даже коленку ему мазали йодом, что не щиплет. Но этого не бывает! Бактерии в ране умирают от йодных кулачков, и они щиплются, разлагаясь. В этом правда. Природа так устроена. Невозможно без боли и травм. Так организм эволюционирует. Невозможно без смерти. Из–за неё мы знаем будущее.

А вот обманывать детей очень плохо. Не научившись в сказках понимать зло, им трудно придётся, ведь они не умеют сталкиваться с ним, даже намёков не имеют. Из жизни жестокость и насилие не вымараешь. Из сказок и пытаться не стоит. Иначе поколение тепличных людей само себя съест.

 

 

Если мы что-то не увидели, пожалуйста, покажите нам ошибку, выделив ее в тексте и нажав Ctrl+Enter.