Поэт, эссеист, критик, редактор журнала «Дегуста» Алексей Чипига придумал еще один мини-проект. На этот раз писатели, поэты, критики ответили на вопросы про места, с которыми связана жизнь. Предлагалось ответить на вопросы:
1. Что для вас малая родина? Согласны ли вы с пословицей «где родился, там и пригодился»?
2. Случалось ли вам переезжать и подолгу жить в другом регионе, стране? Любите ли вы путешествовать? Похожи ли чем-то ваши места жительства или места, где вы странствовали? Что значит для вас дом — место, где видна разное или похожее?
3. Вдохновляла ли вас ваша родина или место, где вы сейчас живёте, на что-то? Хотели бы вы перенести чужой опыт в среду ваших соотечественников?
4. Расскажите об уголках и просторах, где вы любите бывать, где, может быть, у вас происходили памятные встречи — необязательно у себя дома.
Отвечали:
ОЛЬГА БАЛЛА-ГЕРТМАН
АНДРЕЙ ПЕРМЯКОВ
НИКОЛАЙ МИЛЕШКИН
РОСТИСЛАВ РУСАКОВ
РУСЛАН КОМАДЕЙ
ИРИНА КАДОЧНИКОВА
ИРИНА ЛЮБЕЛЬСКАЯ
ЕЛЕНА КОЛЕСНИЧЕНКО
Малая родина — место изначального формирования, ближайшее пространство, заложившее основные матрицы ориентирования в мире. Вообще у меня есть концепция, согласно которой родина вообще, и малая, и не очень — это место, которое сформировало человека решающим образом, и таких может быть — и часто бывает — несколько. В этом смысле моей самомалейшей родиной, источником всех матриц следует признать двор (двудворье — два симметричных друг другу двора домов-близнецов) Красных Домов у московского метро «Университет» (родилась я на Шаболовке, но это осталось за пределами памяти, — а может ли считаться малой родиной то, что за этими пределами?), в смысле более расширенном — московский Юго-Запад от Воробьёвых гор — и далее к метро «Юго-Западная» включительно, и ещё далее — Москва целиком как, на самом деле, совокупность многих очень разных городов, но все они при этом неисчерпаемая Москва и все мои. Это вот «родина-мать». А есть и «родина-мачеха» — это Прага, район Ходов на её юго-восточной более-менее окраине (тогда — точно окраине), где первый раз закончилось моё детство (потом оно кончалось много раз, но уже не там). Полюбить её мне не случилось, однако в решающем формирующем воздействии отказать ей невозможно. Любить родину, особенно если она мачеха, совсем не обязательно, но её приходится нести в себе как собственную внутреннюю форму — даже постоянно её оспаривая, тем более, если нет.
Согласны ли вы с пословицей «где родился, там и пригодился»?
Ну конечно же, нет, тем более, что существуют огромные объёмы опыта, и моего и не моего, которые решительно опровергают этот стереотип массового сознания. Тем ещё более, что, как уже было сказано, родин как источников личности, по моему чувству, может быть несколько. Вполне возможно уехать в место, весьма удалённое от места рождения, и стать там совсем другим человеком, или, оставшись тем же, раскрыться и осуществиться совсем иначе. Примеры так изобильны, что их без труда вспомнит, наверное, каждый.
Случалось ли вам переезжать и подолгу жить в другом регионе, стране?
С пятнадцати до почти семнадцати лет — казалось бы, совсем недолго, но это время было решающе-огромным — я жила в Праге, поскольку мама вышла туда замуж; я закончила там школу — и с огромной освобождающей радостью вернулась в Москву, эту радость, её силу, новое, ошеломляющее открытие своего изначального пространства (которого до тех пор, живя в своём московском дворе, я не замечала вообще, будучи занята внутри себя совершенно другим) не забуду никогда. Пражский опыт был сложным, я очень долго оценивала его как негативный; травматические аспекты там и вправду были (прежде всего потому, что было трудно ужиться с отчимом, но не только) — тем более, что меня увозили «навсегда», и само это «навсегда» пережилось как беда и утрата (телефона в новой тогда пражской квартире не было, письма между Москвой и Прагой ходили долго, до интернета и электронной почты было ещё ох как далеко). Потом я всё время возвращалась туда — мама же осталась там, — и ездила вплоть до 2020 года, успев проскочить при последнем возвращении под уже опускавшийся железный коронавирусный занавес (мы вернулись 12 марта, 13-го, кажется, граница была уже закрыта), а теперь и вовсе не поедешь, и, как всегда, — что недоступно — то и неотступно, об этом больше всего и думаешь. Мне не случилось полюбить Прагу — не красивую туристскую, с которой тоже были свои сложности — а Прагу вообще и черновую, будничную, окраинную в особенности, — и даже установить с нею доверительные отношения. Прага для меня, по существу, — вся о несбывшемся. (Можно было, конечно, остаться и прожить чешскую жизнь, — но нет, нет, нет. Вот уж о чём не жалею, так об этом.) Я бы хотела, чтобы наши с Прагой да и с Чехией отношения сложились иначе, но вышло так, как вышло. Прожитое там время задало мне темы внутреннего внимания, мысли, воображения, вообще внутренних усилий, с которыми я живу по сию минуту; вот некоторые из них: отношения между чужим и своим; природа того и другого; устройство культур, причина их различий (именно тогда мне бросилось в глаза, поразив на всю жизнь, то, что культура — это система условностей, которые, в свою очередь, во многом определяют человека даже телесно); как и в какой степени культура формирует человека; вообще — степень формируемости человека, его пластичности и того, что в нём этой пластичности противостоит. Вот об этом думаю на разных материалах жизнь напролёт. Спасибо «родине-мачехе».
Любите ли вы путешествовать?
Очень. Это как чтение — только всем телом. И, подобно чтению же, — сопротивление ограниченности собственного опыта Похожи ли чем-то ваши места жительства или места, где вы странствовали? О, где мы только не странствовали! — от Мурманска на севере до Иерусалима на юге, от Барселоны на западе до Иркутска на востоке. Но сходство у всех этих мест друг с другом и с моим близнечным двудворьем московских Красных Домов усмотреть можно: всё это места человеческого обитания, доместицированное, обжитое пространство — каждое из этих мест кто-то видит как свой дом, и одно из моих любимых занятий, внутренних игр с самой собой состоит в том, чтобы попытаться увидеть места, чужие для меня, воображаемыми глазами тех, для кого они свои.
Что значит для вас дом — место, где видно разное или похожее?
Не очень поняла вопрос в этой формулировке. Я бы сказала, что дом — это место собирания всего пережитого, такой экзистенциальный аккумулятор. Матрица постоянного, на которой накапливается разное; кадр фотоплёнки, на который снимаются всё новые и новые изображения, образуя единственную в своём роде голографическую картинку. Вдохновляла ли вас ваша родина или место, где вы сейчас живёте, на что-то? Да практически на всё 🙂 На полноту жизни, которую я чувствую здесь — и больше нигде в такой степени не чувствую, потому что в этом экзистенциальном аккумуляторе действительно накоплено всё, и от него можно подзаряжаться жизненной силой практически бесконечно. Мирозданье — лишь страсти разряды, человеческим сердцем накопленной (с), и вот эти два обращённых друг к другу двора для меня — то самое сердце, только пространственное.
Хотели бы вы перенести чужой опыт в среду ваших соотечественников?
Конечно. Я была бы рада, если бы Москва и Россия обогащались всем самым конструктивным и разумным, что выработано в разных частях света, и уж если бы я что-то могла для этого сделать, было бы совсем здорово.
Расскажите об уголках и просторах, где вы любите бывать, где, может быть, у вас происходили памятные встречи — необязательно у себя дома.
О, это был бы очень-очень длинный разговор, тем более, что памятные встречи где только не случались, — но больше всего у меня, московского эндемика, их было, конечно, в Москве, она полна такими очагами смысла. Вполне возможно составить такую смысловую и эмоциональную карту города; и если бы взбрело мне писать мемуары, то лучшей их формой была бы такая карта с рассказом о каждой из точек. Совсем коротко, даже не штрихами, а именно точками — и лишь некоторыми, чтобы повествование не переросло в огромный трактат: кроме драгоценного Юго-Запада (включая метро «Профсоюзная» и «Академическая» и прилегающие к ним пространства), это Чертаново, Ивановская горка, Хамовники и вообще окрестности метро «Парк культуры»; Тверская, где прошло мамино детство; окрестности метро «Чистые пруды» и бульвары Чистопрудный, Покровский, Яузский; Покровка с Маросейкой; Кузьминки; район метро «ВДНХ» по обе стороны проспекта Мира; большие библиотеки: Историчка, Иностранка, РГБ — в девичестве Ленинская, и пространства вокруг них; метро «Павелецкая» и улица Кожевническая, где была лучшая из работ моей жизни — журнал «Знание — Сила», обитавший до переезда на «Третьяковскую» (её тоже в список) в палатах XVII века; окрестности метро «Кропоткинская» — в обе стороны от Гоголевского бульвара… о, список неполный (и это я ещё о Подмосковье не сказала, — а уж одна только станция Челюскинская, где было всё летнее детство, а ведущая к ней Ярославская железная дорога…), но из этих мест какое ни назови — всё пламя; яркий и жаркий цветной воздух. Помимо же Москвы, я очень люблю Санкт-Петербург и думаю, что для человека русской культуры, для полноты его символической жизни совершенно необходимы как формирующие начала оба города с их до противоположности разным (в обоих случаях высоким) напряжением. А мне вообще очень полезно бывает время от времени туда ездить под каким-нибудь — любым! — предлогом и просто жадно ходить по улицам — причём не только по интенсивному центру, который самим своим существованием собирает меня внутренне в сложный, но ясный порядок, а и по окраинам тоже, потому что лучше северного петербургского света, какого не бывает в Москве, человечество ещё ничего не придумало.
2. Да. Как уже сказал, перемещаться случалось не то чтоб очень часто, но по географии довольно обильно. После института долго работал в Перми, затем денежек на подросшую семью не стало хватать, перебрались в Подмосковье, оттуда — во Владимирскую область. В те самые Петушки, куда не доехал Веничка. Сейчас работаю в Ярославле. По образованию я врач, но всю жизнь проработал в производстве лекарств. Отрасль развивающаяся, новые предприятия строят в разных регионах, потому если предложение интересное, я на него соглашаюсь и переезжаю. Хотя, повторю, делаю это не слишком часто. К работе привязываюсь и к сотрудникам. С переездами сложно было, пока дети росли. А теперь мы все взрослые, есть относительная свобода. По второй части вопроса — тоже очень интересно. Страна, конечно, у нас вся разная, но оттого особенно приятно увидеть места, сходные с теми, где ты вырос. Я сейчас про Владимирское Ополье. До невероятия оно похоже на родную Кунгурскую лесостепь — есть такая природная аномалия в юго-западном Предуралье: вокруг леса, а среди них довольно большой кусок холмистой степи с перелесками и нехарактерными растениями. Вот и Ополье такое же. Оно с запада на восток тянется примерно от Александрова до Коврова, а с юга на север — ну, допустим, от Клязьмы до Переславля-Залесского. Там много интересного: и места, и люди. Как работу доработаю, хочу дом там. На Урал уже не вернусь, думаю, всё ж.
3. Вдохновляет, конечно. Про детство у меня написано много, как, думаю, и у абсолютного большинства литераторов. Но новые места тоже интересны. В микрорайоне города Ярославля, где я сейчас живу, есть недостроенная железная дорога. Место относительно укромное, я там на работу хожу. И растёт у железной дороги громадная ветла. Под ветлой, начиная с апреля и до холодов, собираются люди, нашедшее себе вот такое место в жизни. Иногда часиков в шесть вечера возвращаешься с работы, они разгоняются. Утром идёшь трудиться к восьми — они похмеляются. Возникает особое чувство, граничащее с завистью. Про эту ветлу и тамошних ребят я написал большой цикл стихотворений, либо даже поэму. Хотя в целом пишу коротко. Вроде, опубликовать вот-вот должны.
4. Я лет двенадцать назад стал писать Бесконечную книгу. Именно о поездках по стране разными методами. Кое-что вышло уже. Например, книги «Десятая часть года» и «Тёмная сторона света» есть в журнальном зале; из многотомного опуса «Сибирский тракт и другие крупные реки» напечатаны отрывки; довольно много. Из тревелога, написанного к шестидесятилетию путешествия по Ополью Владимира Солоухина и названного «Тяжкие кони Ополья» тоже опубликовано на разных ресурсах почти всё. В позапрошлом году «Новый мир» опубликовал журнальную версию моей книжки «Те, кто могли быть Москвой». Это про города Поочья, бывшие когда-то столицами мелких княжеств, а теперь ставшие райцентрами или даже меньше, чем райцентрами. Таруса, Мещовск, Мосальск, Одоев, Белёв, Карачев, Козельск, Мценск, Воротынск (разные Воротынски, их несколько), Алексин, Перемышль, Болхов, ещё кое-какие местечки… Причём журнал сделал публикацию замечательно: вошло в номер примерно 2/5 книги, а посыл, атмосфера, сюжетные линии (ага, в тревелогах бывают сюжетные линии) сохранены полностью. Тут особое спасибо Ольге Ильиничне Новиковой. Отдельными книжками многое из перечисленного издано, но тиражи небольшие, на руках у меня почти ничего не осталось. А встречи в дорогах — это неизбежно. Как правило, добрые встречи. У меня есть традиция: отмечать рождение в регионе, автомобильный код которого совпадает с числом прожитых лет. Соответственно, сорок девятый день рождения справлял в Магадане. Ни друзей там, ни приятелей. Другой край света. Но ничего. Прошли сутки знакомства с городом (ну, чуть больше) — за столом нас собралось восемь человек, свежепознакомленных. Поздравлялись, угощались. Там вообще народ контактный. Так что ездить интересно, намерен продолжать. Сейчас, правда, больше катаюсь по семейным делам: внучка появилась, живут в другом городе. Сам тоже вот на заработках. Поэтому стало больше локальных поездок. Но это тоже хорошо!
2. Подолгу жить в других местах не приходилось, а путешествовать я очень люблю. Люблю потому, что, попадая в другие места, становишься как бы сам немного другим, открываешь в себе какие-то новые аспекты. Поэтому самые интересные путешествия — подальше от привычных мест (и от привычного способа взаимоотношений людей). Дом для меня там, где любовь. Любовь к пейзажу, к людям, к архитектуре.
3. Безусловно. Всё, что я делаю (пишу стихи, занимаюсь организацией мероприятий, выпускаю книги других авторов), вдохновлено родиной (главное, не путать родину с действующей властью или отдельными её представителями, которые приходят и уходят). Из того, что хотелось бы привнести из «чужого опыта», это, например, уважение к согражданам (и самим себе), свойственное некоторым странам Запада (и часто не свойственное нам). А недавно побывав в Грузии, я понял, что хотел бы привнести в Россию непосредственность, доброту и гостеприимство грузин.
4. Если говорить о Москве, то мои любимые места — это уже упоминаемые мной район Юго-Запада, Солнцево (где прошли лучшие дни моего детства), исторический центр (Арбат и окрестности). Любимые города — Великий Новгород, подмосковные Звенигород (по крайней мере, он был для меня таковым до варварской его застройки лет десять назад) и Раменское, а также прекрасный город Батуми в Грузии.
2. После окончания школы я семь лет жил в Москве, потом три года в Подольске, потом ещё два в Сергиевом посаде — регион один, но города очень разные и похожего в них мало, но в каждом из них я находил себя. Стало быть, мне не так важно видеть сходство со своим посёлком — мне нравится новое, а знакомое уже никуда не деть, оно живёт в памяти. Путешествовать очень люблю в походных условиях, ходил по рекам Карелии, Закарпатья, Сибири, Алтая, Забайкалья, бывал на Дальнем Востоке и в Калининграде, а ещё бывал в городах Финляндии, Швеции, Украины и Белоруссии. Каждое такое путешествие открывало сознанию новые виды восприятия и это безусловно меняло взгляд и мышление — именно за счёт своих отличий, новизны по сравнению со знакомым. Во многом эти путешествия и складывают моё мировоззрение.
3. Каждое новое пространство вдохновляет на то, чтобы перенести его в текст — устроить стихи в тех же координатах, расширить язык или углубить его, уплотнить или размежевать свою речь. Уверен, что мои соотечественники мыслили бы совершенно иначе, имей они внутренний опыт жителей других регионов и стран. И дело даже не в ином укладе жизни, на котором часто фокусируется внимание обывателя — дело будто в самом пространстве — в ландшафте, климате, акустике, составе воздуха и земли — в нерукотворных вещах окружения. Этот опыт запускает какие-то тонкие психологические процессы, выбивает восприятие из тисков привычного, исцеляет его мозолистую огрубелость.
4. В редкие места я целенаправленно возвращаюсь — обычно стремлюсь расширять границы увиденного. Но всё же есть одно такое как бы “место силы”, в которое меня тянет из состояния опустошённости и которое я покидаю будто наполненным. Это церковь Покрова на Нерли. Даже не она сама, а путь к ней — через поле и ветер под высоким небом — к белокаменному парусу вдалеке, она словно качается на волнах, особенно в июле — до сенокоса. Рядом есть небольшая запруда, где я обычно купаюсь — там в низине с воды на неё открывается какой-то совершенно неземной вид, которого нет ни на одной виденной мной фотографии. Люблю привозить туда друзей-поэтов — одна из самых памятных таких поездок случилась летом 2020-го года — с Андреем Михайловичем Тавровым, Никой Третьяк и её дочкой Аней — это путешествие вглубь диалога до сих пор очень живо в моей памяти.
2. Я много путешествую и смещаюсь в своем происхождении. Изначально из советской Камчатки, где жил 6 лет, потом мотался между Беларусью и Москвой, потом 4 года Челябинска, внутри полгода Камчатки опять (и последняя встреча с матерью), потом 2 месяца Владивостока, который должен был стать новым домом (последний отец звучал по телефону там), 7 лет Нижнего Тагила, 15 лет Екатеринбурга, уже 2 года Москвы с прорезаниями частых поездок. Если я не исследователь — я против сходства мест. Если я турист, то я пульсирую от разниц. Ничего не похоже. Если похоже — то внутри меня катастрофа, а вокруг — тоже. Я больше не верю в дом, потому что ему нужна основательность. А сейчас любого можно выместить телесно с любой территории — просто как непринадлежное тело. Все странники могут превратиться в иностранников.
3. Мои места говорят со мной, затягивают. Но я боюсь их долгой любви. 2 года я не в Екатеринбурге, но мне все больше предлагают дел оттуда — мол, покажи нам, московским-питерским, Екатеринбург наружей, побудь пограничником. Есть не вдохновение, но срез рецепций. Ты зависаешь в пространстве и в слое пребывания прозревают именные мысли, тексты — в других местах их нет; Перенос опыта возможен только при преломлении об колено нового места и инерционных реакций: мой радикальный опыт мелкосквоттирования, изготовления проектов в заброшках из говна и палок, атака акциями — всё это в сусально-полицайской Москве чинной проблематично будет бытовать, поэтому мало будет.
4. Я люблю и боюсь мест тоски, но они нужны — они проламывают твое внутреннее время. С детства я тренировался, чтобы проваливаться памятью-собой в ушедшее, неоставшееся. Поэтому часто, когда задумываюсь, копошусь мыслями, внутри меня стоит маленький пейзаж — какие-нибудь невзрачные переулки, дворы, перекрестки. И я думаю: «Эй, лунатик-Комадей, зачем ты туда опять пришел? Возвращайся! У тебя нет места!» Они настигают, их много, меня тоже много, мой внутренний простор наслаждается. Лучшие места — это ненужное между индустриальным, лесным, останками города по пояс: оно нуждается в нежности, хочу быть там, когда слаб и готов влюбиться.
2. Подолгу жить в другом регионе/стране не случалось. А путешествовать очень люблю. Если какое-то серьезное путешествие, то выбираю место, в котором ещё не была: хочется разных, не однотипных впечатлений. Но самое любимое — горы. Обязательно должна быть ежегодная встреча с ними. Это не отменяется! А дом — место, где видно похожее. Города, в которых я живу, очень похожи: это необычно, я считаю, что мне очень повезло с пространством. И Камбарка, и Ижевск устроены одинаково: огромный пруд (Ижевский пруд, кстати, самый большой искусственный водоем Европы), а вокруг него — город. Камбарка — это такой Ижевск в миниатюре.
3. Да только она и вдохновляет: в общем-то, мои стихи в основном пропитаны духом моей земли, в последнее время даже удмуртские слова стали в тексты прорываться: на самом деле так чувствую, что всё в Удмуртии — вода, деревья, птицы — всё говорит на удмуртском языке. Он для меня не родной, но сакральный. О Камбарке написала большую вещь, нигде пока не опубликованную. «Теперь вы меня видели» называется. На вопрос про чужой опыт, который хочется перенести в среду соотечественников, ответить затрудняюсь: скорее, наоборот. Мне хочется, чтобы о Камбарке, об этом моем мире, узнали — да и вообще об Удмуртии.
4. У меня два любимых места. В Камбарке это Кама. Слово «Кама» для меня — синоним слова «река» (а какая еще может быть река? только Кама). В Ижевске — частный сектор, он в 10 минутах ходьбы от моего дома. Мне очень нравится там находиться, потому что там есть почти все, что соответствует моему представлению об идеальном пространстве: лес, деревянные дома с палисадниками, овраги, высоковольтные вышки. И никакого асфальта. Только Камы не хватает, а так — идеально. И встречи там — на Каме и в частном секторе — всегда очень интересные: с кошками, с птицами и с ужами.
2. Мой быт и моя жизнь в целом достаточно архаичны, принадлежат тому миру, где путешествия являются привилегией. Те, которые случались в моей жизни, были рабочими, поэтому остались в моей памяти пропитанными этим рабочим напряжением. Они никогда не длились дольше нескольких месяцев, никогда не выходили за пределы страны. Я могла бы сказать, что люблю путешествовать, если сделать акцент на том, что в путешествии куда-либо чуть ли не больше всего я люблю возвращение. Я очень привязана к дому как месту, которое подобно мне самой, поскольку мною организовано. Мне нравится, возвращаясь изменившейся, приносить вместе с собою образы неких новых ландшафтов в то, что было оставлено мною и дожидалось меня неизменным. Я видела север с его огромными монолитами воздуха, почти полотнами, состоящими из пустоты, его пространство, почти непроницаемое, сколько бы путешественник ни двигался в нём. Я видела яркий, концентрированный, как вкус цитрусовых, юг с колючими кустарниками, костистыми, как рыбий скелет. Не думаю, что они похожи между собой или похожи на мой пригород, но они все образуют во мне единство памяти. С другой стороны, все пригороды, все города-спутники, в которых я также часто бываю, похожи между собой. Их привычный для меня ландшафт — это, как я уже говорила, интенсивный и грубый стук электрички, глубокая талая снежная грязь автостанций, выхлопная взвесь из подбрюшья автобуса, шаурмовни и «Ремонт телефонов», лотки с дынями-яблоками летом и хурмой с ноября, перекрикивания мигрантов, дорожных рабочих, торопящихся женщин с маленькими сонными детьми. Это такой немного «Чунгкингский экспресс» Вонг Карвая, но мрачнее и холоднее, куда более тëмных оттенков и с иными тональностями окриков, ругани или смеха. Мой дом — место, где при всей монотонности, при всей повторяемости объектов, их облика и функциональности, при том, что я всегда могу почти предугадать содержание любых случайно услышанных разговоров в любом месте, возможно увидеть или самому привнести что угодно неожиданное, в том числе из собственных путешествий, реальных или сновиденных. Иногда для того, чтобы быть поразительно неожиданной, вещи достаточно появиться не в том месте или не в то время. Это может быть совсем незначительная, может быть, вызывающая исключительно жалость вещь: вроде кожуры апельсина, которую кто-то бросил под ногами у тополя, и в чистой ноябрьской тьме это выглядит — как подношение, как кумирня, как экзотический бирманский храм.
3. Меня вдохновляют разговоры людей, которые они ведут со мной или друг с другом, и меня вдохновляет уединение. Возможно, что именно уединение — больше всего. Ландшафты, которые мне привычны, город и пригород, мне дороги, вероятно, тем, что они медленно изменяются, своей повторяющейся предсказуемостью и монотонностью. Эта инерционность больше всего подходит моей психической структуре: мне нравится знать, что, изменившись сама, я вернусь в неизменное и, значит, те изменения, которые я неизбежно привнесу, будут отчëтливо заметны хотя бы мне. Ещё дело в оптике, дело во внимательном интересе: мне нравится угадывать (и ещё больше нравится ошибаться), что именно я увижу, выйдя взглянуть на вроде бы ожидаемое с неочевидной и не всегда легко достижимой точки обзора. Например, меня всегда привлекало выбраться посреди зимы на середину замëрзшей реки и взглянуть на берега; летом сделать это спонтанно и по вдохновению труднее, разве что вплавь, но при этом уровень зрения, и перспектива, и вся совокупность сенсорного восприятия будут ещё более отличаться от каждодневно обычных. Я думаю, что любой опыт — осознанно или случайно, по естественному ходу вещей — можно перенести в свою среду, если он уже был присвоен самим собой и стал частью обихода и самой личности. В моём случае у меня не было опыта какого-то отчётливо, обострëнно осознанного желания провести дефиницию, отбор, целенаправленно изменить что-то одно на что-то другое. Но я неизбежно это делала, даже хотя бы просто воспринимая, изумляясь чужому опыту и инкорпорируя его в свой как практику и привычку. Для этого мне было достаточно даже не путешествий, а хотя бы разговоров, способов их вести, откликаясь и переживая два опыта: свой и собеседника.
4. Я хорошо запоминаю пространства именно по тому, о чём и с кем говорила, там находясь, или читала, если была в одиночестве. Я могу вспомнить пляж с верблюжьей колючкой, растущей из песка, и песком настолько горячим, что бежать через него хотелось хотя бы с кружкой морской воды, чтобы на бегу остановиться и полить босые подошвы. Помню жëлтые ивы в ландшафтном парке — и тëплый густой туман от воды до белого неба. Помню автомобильный мост над рекой и мечущееся под ним огромное железное эхо: говорить было невозможно, но хотелось рассмеяться. Или ночной железнодорожный перегон с чëрным запахом креозота и копоти — и пронзительными соловьями, отделëнными друг от друга столбами с голубым холодным светом. Это последнее — одно из обычных, малопримечательных мест, просто увиденное в своё необычное время. Почти все эти пространства, произойдя однажды, продолжают происходить со мной всегда, становясь ландшафтом или самим субъектом сна, сопровождая меня в бодрствовании. Кажется, вместе со мной продолжает длиться и сопровождать меня, например, тяжëлый запах цветущих венериных башмачков, чëрной земли вокруг ложа ручьёв и оврагов. Если покинуть эти дальние оконечности пригорода, состоящие из дач, лиственниц, воды, глины и собачьего лая, будет город, который на мне отпечатан не меньше: в зрении, обонянии, слухе, на самой коже. Не меньше тех дачных прогулок по малолюдью я знаю и люблю город: короткие переулки с ревущими воздуховодами и подтекающими кондиционерами, которые обычно стараются миновать поспешно, дворы с припаркованными машинами и котами — непременно который-нибудь из них, подрагивая кончиком хвоста, оставит на колесе грязную ухмылку. И тоже автомобильный мост с примëрзшими к поручню рукавицами и закристаллизовавшимся дыханием копоти и выхлопа. Я знаю, как бы ни изменилась, я так же буду очень хорошо подходить «городу и пригороду»; я часть этих мест, безымянный элемент пейзажа, пешеход, переходящий мост, если кому-то вздумается в который-нибудь случайный миг навести на мост фотоаппарат.
2. Я несколько раз меняла место жительства — за 30 лет успела пожить в нескольких городах, еще с десяток городов посетила в качестве туриста. Путешествовать очень люблю, жаль, что не всегда для этого есть возможность. Трудно сказать, похожи ли между собой места, где я жила — наверно, в той мере, в какой все провинциальные города России похожи друг на друга. А дом для меня — это не про похожесть и различие. Дом — это то, что ты выбираешь для жизни сам (в широком смысле). От квартиры до страны. Дом, в котором ты живешь от безысходности, из-за отсутствия выбора, становится тюрьмой.
3. Все города, где я жила, вдохновляли меня на стихи. Не знаю, что следует понимать под чужим опытом, но перенимать новое всегда прекрасно.
4. Если под уголками и просторами понимать страну в целом, то огромное впечатление произвела поездка на Японское море, во Владивосток. С первого взгляда очаровал Питер — он для меня очень солнечный и весенний, как это ни странно. Очень уютным и светлым показался Белгород. Город юности — это Москва, где я училась и где как раз и происходили самые памятные и интересные встречи.
Проект открыт для продолжения. Присылайте ответы на redactory@degysta.ru c пометкой «Место, где живем». Лучшие будут здесь опубликованы.