Kvadratov M

Михаил Квадратов ‖ «…вышла так же, как и вошла, сквозь запертую дверь»

 

Ганна Шевченко. За Черной рекой: Повесть, рассказы, миниатюры. — М.: Формаслов, 2024. — 136 с.

Что же там, за Черной рекой. Человеку во все времена хотелось взглянуть на происходящее в другой реальности. Она хоть и другая, но тоже ведь реальность. Влекло, конечно, не каждого: все-таки страшновато. Кроме того, не похвалят соседи и начальство, если узнают о подобных путешествиях. В книге Ганны Шевченко для наблюдения за иными мирами использованы три системы с разной оптикой и с отличающимися фокусными расстояниями.  

Стены задрожали, дом перевернулся и ушел под воду. Он погружался все глубже, я стала задыхаться, но в этот самый момент водный поток превратился в воздушный и я понеслась по всасывающему меня длинному тоннелю, крепко вцепившись в ручки своей дорожной сумки. Очнулась, когда вокруг послышались голоса, покашливания и мелкий топот.

Эти миры называют параллельными нашему, но они могут быть и не очень параллельными, кто их знает, измерений не проводили. На этот счет существуют разные теории и модели. Рассмотрим сразу третью часть книги, так будет правильнее методологически: начнем с дальних подходов. Это вход в другой мир через читальный зал. Известно, что люди ведут себя в библиотеке не совсем так, как в других местах. Они что-то интуитивно чувствуют, непроизвольно готовятся переступить границу и попасть в иной мир.

В третьей части сборника миниатюры, картинки, которые автор, будучи на момент создания текстов работником библиотеки, подсмотрела в читальном зале. И здесь, скорее всего, может быть разгадка первых двух частей книги.

По инструкции, допуская читателя к работе в интернете, администратор библиотеки должен присматривать, не заходит ли тот на порносайты, не читает ли запрещенную литературу. На моем мониторе светится шесть окошек, по числу ком­пьютеров в зале, и время от времени я скольжу взглядом по экрану.

Похоже, что среди приходящих в читальный зал библиотеки немало поэтов. Известно, что поэтам проще переходить из одного мира в другой по мостику через Черную реку. Кто-то идет красиво, кто-то прыгает по-уродски но все равно движется к цели. Если же ходок просто имитирует движение, его обзовут графоманом. Такие могут даже бегать, но только вдоль стенки, сквозь преграду им не пробраться. Кстати, в книге есть и про людей, проходящих сквозь закрытую дверь, а это другой, более изощренный способ попасть в другой мир. Вариантов на самом деле немало.

Глаза у него страшные, инопланетные. Чертыхается булькающим басом, пытаясь войти в свой почтовый ящик, — плохое зрение.
Помогаю набрать логин. Ворчит под нос с оглядкой на меня:
— Напортачили, собаки, напечатали подряд одно и то же стихотворение. Издатели сраные! При­шлось ехать в Москву из Липецкой области. <…>
— За свой счет издаете?
— За свой, конечно, как же еще…
У этого литератора «…поэзия горькая. Пишет о том, что жизнь не сло­жилась, денег не заработал, из деревни так и не вы­брался, карьеру не сделал, любовь прошла сторо­ной, детей не нажил, но предполагает, что Господь послал его в этот мир с особой миссией…». Еще у одного жизнь, наоборот, удалась: «— Здравствуйте, я поэт! У меня недавно вышла первая книга стихов, я хотел бы у вас выступить. — Он кладет книгу на стол. Книга красивая, в стиле дореволюционных фолиантов, с золотистыми виньетками на обложке и гусиными перьями под каждым стихотворением».

А вот еще:
По залу периодики ходит невысокий человек в очках с толстыми стеклами и, вытянув руки, кричит:
— Библиотека! Мне нужна библиотека! Кто здесь библиотека?!
Выхожу из-за кафедры:
— Я библиотека.
— Здравствуйте. Я тут стихов написал. Можно дать ссылку?
— Нет, спасибо, не нужно.
— А как пройти в «Новый мир»?
— Налево, в переход и направо.
— Спасибо.
— Пожалуйста.

Библиотеки притягивают странных людей, да и нормальные граждане чувствуют себя там не совсем обычно:
— Здравствуйте! Срочно удалите мою учетную запись!
— Что-то не так?
— Да! Как только я записалась в библиотеку, у меня начались беды!
— Вы уверены, что тут есть взаимосвязь?
— Уверена.
— Хорошо. Напишу завтра в службу поддержки, вас удалят.
Все-таки записаться в библиотеку попасть в не очень веселую историю.

Последняя часть сборника, та, что про читальный зал, вроде бы и веселая. Но нужно быть внимательным и осторожным, ведь любая библиотека вход куда-то еще, в мир параллельный, многослойный сам по себе, как кусок минерала асбеста, а каждая книга на полке отдельный в нем слой.

Во второй части сборника «За Черной рекой» рассказы, фантасмагорические ситуации и положения. Театр абсурда, что на самом деле есть тот же самый реализм, но без упрощения, без поддавков. Вообще не обязательно пролезать через какую-то непонятную границу между мирами. Миры присутствуют вокруг нас одновременно. Оба, или три, или более. В книге есть рассказ про женщину, которая входила в запертую дверь и точно так же выходила, не с какими-то злобными намерениями, просто у нее такая жизнь, ей так привычно. Во второй части есть история про двойника женщину, которая одновременно находилась и с мужем, и любовником. «Квантовая неопределенность». Хотя, может быть, это не она раздваивалась, а ее мужчина. Который одновременно и неудачник, занимающийся любимым делом, и удачливый, но закованный в тесные правила игры предприниматель. В этой жизни мы тоже чаще всего по-разному ведем себя дома и на работе, да и еще где-то. А обычно двойник человека это так называемый доппельгангер, которого часто видят перед смертью. Темная сторона личности, враг ангела-хранителя. Но в книге Ганны Шевченко все в основном про любовь, про смерть почти нет.

Еще в сборнике рассказывается про странные вещи, не бросающиеся в глаза, но в нашей жизни происходящие: просто нужно быть повнимательнее. Про зеленый целлофановый пакет, который везде сопровождает хозяйку, используя нижние углы как лапы. Про плоский сверток с фотографией незнакомого мужчины. Про швейные принадлежности, которые нужно все время покупать, но до шитья не доходят руки. Про монтажника окон, который  выпал из окна, но волноваться не стоит, потому что с ним ничего не случается. Или вот еще: «Мой муж рассеян, он часто теряет части тела. В основном это пальцы. Подобрать им замену не так просто. Биологи выращивают, как правило, органы стандартной формы, и человеку с индивидуальными особенностями трудно подобрать подходящий».

На самом деле вокруг нас ничего и нет. Все искусственное, куда делось настоящее кто ж теперь расскажет. Некому. «Я лежала на спине посреди ночного, картонного поля. Подо мной был мягкий бархатистый ковролин, от которого пахло травой. А надо мной — бескрайний черный потолок с миллиардами миниатюрных встроенных лампочек». Но нет, вокруг много всего, чего стоит только жизненная история про то, как для телевизионной передачи готовили следующий сюжет: «муж подал в суд иск о расторжении брака, потому что, вернувшись из командировки раньше обещанного, обнаружил свою жену в постели с бурым медведем». Вот это зрителям еще интереснее, чем параллельные миры. Хотя, если медведь на суде заговорил, это уже какой мир параллельный или наш прямой?

Иванов хотел слыть пророком, поэтому иногда предсказывал события. Мы делали вид, что относимся к этому серьезно, потому что не хотели обидеть Иванова. Многие из его предсказаний были беспроигрышными, такие мог сделать любой из нас.

Вообще среди персонажей не только предсказатели и другие люди, есть разные другие сущности и существа как высшего, так и низшего порядка.
— Не тот ли самый Гермес Трисмегист, автор известного изречения: «Что вверху, то и внизу», оказал мне честь? — спросил врач, делая запись.
— Да, это я, — сдавленно ответил больной.
Тело пациента этого сама Вселенная, и автоматическая космическая станция «Кассини», наделавшая дырок в поверхности Сатурна, причинила Трисмегисту невыносимую зубную боль. И вообще: «Что кричит женщина, когда летит в подвал?»

Во второй части тоже есть и про поэтов, а их обидеть легко, или спугнуть вдохновение неловкой фразой: «Я из редакции. Мне прислали ваши стихи. Для получения гонорара нужны ваши паспортные данные, индивидуальный налоговый номер и номер пенсионного страхового свидетельства…» Конечно, любому поэту такое покажется смешным и мелким.

Однажды дом скрипнул балконной дверью, и я поняла, что мне нужно выйти на балкон. С высоты одиннадцатого этажа я увидела, что со стороны города в направлении дома по воздуху плавно, как в замедленной съемке, плывут стеклянные шары. Они то касались земли, то поднимались над деревьями. Один из них повис недалеко от меня, и я увидела себя внутри этого шара.

Часть первая, повесть, давшая название всему сборнику схема устройства одного из миров. Механизм, тщательно проанализированный и ясный в своем устройстве.
Я оказалась в той же пятиэтажной хрущевке, но со значительными изменениями, словно кто-то нарисовал карикатуру на мой прежний мир и картинка вдруг ожила. Дом был перевернут вверх тормашками, рухнувшая мебель громоздилась по углам, ковры и подушки смятыми грудами лежали под ногами. Надо мной стояла уборщица, тыкала в меня шваброй и с кем-то переговаривалась. Из их шепелявого разговора я поняла, что меня и еще нескольких человек занесло в параллельную реальность. Они говорили о том, что наш дом энергетически связан с их домом и в один момент две реальности сошлись в одной точке. То есть все мои соседи, оказавшиеся дома в минуту Сотрясения, переместились вместе со мной. Местные называли себя джодами.

Такое ощущение, что части книги расположены стратегически правильно. Сначала первая, чтобы смутить приступившего к чтению. Потом вторая напугать, раскрыть читателю глаза. И вот третья успокоить его, показать,  что не все так страшно, мол, мир устроен логично и правильно (а это не совсем так). В обратном порядке было бы невыносимее.

В читальном зале за большим столом друг напротив друга сидят двое студентов — он и она. Оба симпатичные, высокие, спортивные. У парня бритый затылок, у девушки льняные волосы на макушке собраны в модный пучок. Работают за ноутбуками, иногда обмениваются заинтересованными взглядами. Если бы это был кадр из молодежного сериала, подумала бы, что между героями скоро начнутся отношения. Многие спрашивают, почему я часто рассказываю о посетителях со странностями и никогда не пишу о нормальных людях. Вот, написала.

 

 

 

 

©
Квадратов Михаил Евгеньевич — родился в 1962 году в Сарапуле (Удмуртия), окончил факультет экспериментальной и теоретической физики МИФИ. Автор четырех книг стихотворений и двух книги прозы — «Гномья яма» (М., 2013) и «Синдром Линнея» (М., 2023). Живет в Москве.

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Поддержите журнал «Дегуста»