Несмотря на все мастерски выписанные линии, аллюзии, находки, рассказ Александра Чанцева «В кавычках», опубликованный вслед «ДН» «Топосом», не поддаётся у меня, в большей степени «бабушкиной дочки», непредвзятому прочтению. Его вовсе не надо хладнокровно оценивать.
Потому что читаешь семена-афоризмы, лузгаешь их метафизику и находишь запрятанную в окружающий сор нитку смерти, нитку одиночества, волосинку скучания по умершим близким (а волос, как известно, очень прочный, не сдастся на разрыв, вырвать только из покрова, из луковицы, но порвать — на пальцы навертишь да порежешь кожу — не порвётся волос), и когда всё это выуживаешь, притупление внимания к авторским переживаниям, неизбежное в таком паттерне-шуме, — оборачивается дерганьем за усы собственных воспоминаний. Это болезненная проверка нервов: живой-мёртвый? Помнишь? Узнаёшь?
Афористическая парцелляция действительности в образном исполнении, философизация наблюдений через ироничное самобичевание — ах нигилизм умных рыцарей, ах жизнеоправдательная гамлетовость бытия… Всё прах и тлен. Изначально. И «да», и «нет».
«Обсыпан прахом умерших, как перхотью. И столько должен даже себе.
Красив воздух растворенья!
Сломанные и собранные люди, разбитые, подбитые, разобранные, люди».
Название рассказа протоколирует это: в кавычках всё, до чего дотрагивается, додумывается человек. Наши чувства — кавычки. Косвенная речь нашей души — тело, и она имеет обыкновение заканчиваться. Лайк или дизлайк. Прямой Речи всё одно не прекратиться.
«Ягоды калины – кроветворение солнца».