Троичность автор-текст-саморазвитие часто меня останавливала в творчестве. Я в тонкокишкости своей пугалась высвобождения энергии и движения, которое не следовало моим изначальным маршрутом. Текстовая агорафобия — это же сущее извращение! Но вот да, такое короткое дыхание у меня. И когда у других вижу бесстрашие перед вольным протеканием лимфы в тексте, испытываю катарсис.
…Структурный сюр как в стихах, так и в прозе добывается автором из дробления на роли одного персонажа, большого, условно во сто лиц одетого, который виден сверху и сбоку и изнутри. Камера повествователя, как в RPG-играх движется покадрово, обзор меняет угол, перемещается с героя на героя. И каждую фигуру покрутить, поворочать обязательно, наложить силуэты, отметить точки пересечения, сфокусироваться на полученном свечении пикселей скрещённых покрещённых матричных таблиц…
Вообще-то это о рассказе «Лифт» Нади Делаланд. Да, он несомненно очень похож на её стихи. В нём смерть и Бог с человеком едины. И вновь «это совсем не страшно». В рецензии на «Стекольщика»1 Делаланд я уже писала, что страх в авторских мотивациях стоит одним из первых. Именно страх смерти (а именно того неизвестного и до ужаса окончательного чего-то, как обычно многие думают, сюда же приплетая сулимые религией загробные кастинги и их критерий «каждому по заслугам») толкает в путь-дорожку самосохранения и удерживает человека в балансирующем состоянии — между соляным столбом и столбом света.
По реалистичному счёту в рассказе «Лифт» только два персонажа: Маруся по детству, женщина в коме и женщина, читавшая посмертную расшифровку ментограммы пациентки № 47 и описавшая потом всё. А по сказочному — с мамой и братом Маруси ещё плюс четыре. И не забыть циркача-паучка и Тюхтю (Надина же?). Полина и Саша — абсолютные половинки вышли (по разговору о блаженных и юродивых ясно, эрудиция не провисла), и это сказка! В хорошем смысле, конечно. Однако и замечание есть: Бог не создаёт идеально подогнанные элементы. Неразличимость противоречит живой ткани. Все муравьи разные, все колоски отличаются друг от дружки. Это априорное условие развития для приобретения чего-то нового, чего нет у тебя, у неё или у него. Эволюцией называется. Человеку же свойственно стремление к абсолюту и божественному самоделу как к инструменту искоренения несоответствий, нестыковок, разностей, подкашивающих силы людей в борьбе за гармонию.
…Возможно, Маруся запрограммировала свою будущую жизнь в новом воплощении Полиной. Всё-таки у человека безграничные возможности, когда он вспоминает своё Подобие. И принимает Его путь.
__________________
1. http://literratura.org/criticism/3285-olga-devsh-i-tolko-son-ne-snitsya.html