Опыт прочтения книги Арсения Гончукова «Не кино»
1.
Книга Арсения Гончукова «Не кино» посвящается маме. Маме, ушедшей из жизни.
Но не памяти, а просто маме. Это важно. Словно мама жива и прочтет книгу. Не хочется сомневаться в том, что наши родные, ушедшие от нас, всё наше видят, всё о нас и нас читают.
Какова эта книга? Исповедальна, подробна, неспешна, наполнена внутренней глубокой драмой, при этом описывает обычную повседневность, взаимодействия с людьми, размышления, воспоминания, фантазии лирического героя.
Арсений Гончуков. Не кино. ― М.: Стеклограф. ― 2024.
Захотелось оттолкнуться от недавно услышанного от хорошего поэта: «Если смысл стихотворения нельзя пересказать, то в большинстве случаев это неудача, недоработка». Сразу отбросим эксперименты со звуком и чистую лирику. Как не наш случай.
Здесь как раз от мысли, от смысла ход, в этой книге. Или от впечатления, от переживания.
*
Перед нами книга верлибров, современная поэзия в полном смысле слова. У каждой строки свой неповторимый, всякий раз разный ритмический строй.
Верлибр (а во многом и гетероморфный стих) — стихотворение, которое не может не удаться. Материал сопротивляется мало. Без риска поражения и победа как будто не так сладка. Но сила такого стихотворения всегда в степени открытости автора. Главное оружие при написании верлибра — искренность. Мысли, впечатления, переживания.
*
В основном стихи записаны без знаков препинания. Это знакомая манера, нередко теперь встречается. То знаки есть, то их нет. Идущие по пути нормы и канона считают, что надо решить — или ставим, или нет. Вообще во всём тексте стихотворения. Пыталась понять, расставлены ли запятые частично по ошибке, или это часть замысла. Уверенности нет.
Есть ощущение, что как с новыми словами и новыми формами — так и с пунктуацией: поэты ищут, они где-то на полпути. Но, значит, дойдут и найдут.
*
Вся книга выстроена как один раздел. Думаю, что более чёткий принцип составления стал бы выигрышным для книги. Разделы, желательно с названиями, помогают более точно реализовать замысел автора, движение его поэтики и развитие основных тем и мотивов.
*
Особенность оформления книги — интересно, что в конце стихотворения стоит черта. Как решение.
Не очень хорошо, что эта черта в принципе нужна. То есть читательского ощущения, где стихо заканчивается, недостаточно. На него нельзя положиться. Это особенность стихов в книге.
2.
Говоря о совокупности мотивов и тем книги, надо отметить, что их немало.
Самая главная тема — уход из жизни мамы лирического героя и переживание, проживание потери, попытки справиться. Так же была в прошлом тяжела для лирического героя и потеря отца(«Пятнадцать лет я отходил от смерти отца…», стихо «ПЕРЕМЕНЫ»).
К теме потери матери автор возвращается вновь и вновь. Эти стихи размещены внутри всей книги без различимого принципа и воспринимаются как тема, от которой можно отвлечься лишь на время, и она может вернуться и заполнить собой всё пространство жизни (книги) в любой момент.
«…да и фильм был классный мы смотрели и наслаждались
и вдруг ни с того ни с сего в голове промелькнула мама
с напряжённым лицом мертвого человека…»(стихотворение «однажды я проснулся…»).
Выделим три основных мотива:
– жизнь и смерть;
– кино-не кино (кино и реальность как противопоставление одно другому); в книге представлена живая жизнь, несмотря на смерть родных и близких. Не постановка перед нами.
– родители-дети (мама, отец, отношения в семье).
*
1) Однозначно главная тема книги — жизнь и смерть. Причём, важно, что лирический герой пытается принять не только смерть, но и жизнь.
Например, лирический герой приходит к выводу: «жуткое злодеяние — жизнь на земле». (Стихотворение «прочитал в ленте»).
Выше в этом тексте речь идёт о понимании жизни и поэзии, затем — о внезапных смертях на улице, несчастных случаях с людьми; в конце концов лирический герой сбегает «с места преступления», он знает, что улик нет, но так же он отчего-то именно себя виновным во всех смертях.
Обратимся за ключом к разгадке к первому тексту в книге «Я похлопал дерево по плечу» и к стихотворению «Слушай, я заготовка, чертова заготовка…».
В первом тексте лирический герой говорит с тем самым деревом: «Мне надо идти жить». И строкой выше:
Дело в том, что я человек
Понимаешь, дерево?
В стихотворении «Слушай, я заготовка…» сказано, что инструкция всё спасёт: есть заготовка, (потерянная) деталь, древко — ветка — рука. Ряд таков.
И надежда звучит:
Я потерянная деталь от человека, а значит смог бы
Образом и подобием смог бы стать.
Думается, что ответственность взялась отсюда: не стал ли уже лирический герой «по образу и подобию» (благодаря правильной инструкции) не человеком даже, но тем, кто несёт ответ…
*
Тема жизни и смерти также раскрывается в таких подтемах и нюансах как жизнь без осознания факта смерти («Я иду по Москве, молодой и новый…»); смерть и жизнь (неожиданная тема «прав мёртвых» поднята в стихотворении «Иногда я смотрю на разрытые древние захоронения…». Историческая ценность, противопоставленная человечности); жизнь и переход к смерти («бабушки те же солдаты» и «Смерть то же самое что и рождение»); важное про появление жизни (Разрушение от нечего делать (хулиганство братьев) сравнивается с созиданием — по той же причине: «Никто с Ничем» в тексте «Когда теряешь главное…»).
*
Стихотворение «Люди уморительно стареют»:
Я не завидую молодости потому что из моей башни
мир гораздо краше
Это похоже на хорошее и плохое зрение
В молодости ты видишь резко отчетливо смотришь
на злые предметы
А потом весь мир становится расплывчато-мягким
Как будто кот укрывает тебя огромной лапой
Огромным толстым теплым пушистым пледом–
пронзительный и спокойный росчерк о жизни. Ряд-круговорот интересен: густое болото — совершенная форма плоти — манная каша.
*
Стихотворение «КОСМОС». «Очень многие не стали людьми». А мы стали. Нам удалось родиться, выиграть некое очень сложное соревнование.
«Представляй сколького мы не получили». Обидно всё же, что нас всё-таки никто не спрашивал — хотим ли мы сюда вообще…
Вопрос хочется переформулировать: «Что могло бы быть с нАми
Если бы они стали…».
*
«Жив здоров
Даже молод
И только поэтому счастлив»
«Запомнить навек как сейчас хорошо» мы, к сожалению, не можем. А может, и не о чем здесь сожалеть.
*
«Прощаться не скучно
Она бы прощалась вечно»
Всё самое главное по-прежнему происходит не в Интернете. Но мы всё крепче, чем дальше, об этом забываем.
Стихотворение «Бабушке на последней стадии рака…». Наши (или не наши) уходящие старики могут нам об этом напомнить. Просто дневной свет, белый свет — этого уже достаточно. И для этого не нужно ждать последней стадии…
«Не скучно смотреть в окно». Главное, успеть насмотреться в это окно. Такое причастие для всех уходящих.
Финал — «ровный дневной короткий
Декабрьский свет» приносит не счастье, но покой.
*
Стихотворение: «Иногда мне снится…». Такое вот истолкование: жить — это носить не умершего человека. Сложно даже подобрать наименование такому повороту: вот он я моё тело ещё не умершего человека. Но его тем не менее куда-то нужно деть…
Тут и «такой большой и такой ненужный» Маяковский, и «Дано мне тело — что мне делать с ним…» Мандельштама. Гончуков идёт дальше…
2) Родители-дети
*
Стихотворение «В жизни отца и сына». Говорят, рано или поздно достигается та точка, после которой соперничество сына с успешным, сильным отцом перестаёт быть единственным смыслом. И — можно начинать жить? И больше ничего не надо доказывать.
Для чего-то что «бать», что мам одинаково учили говорить нам:
… ты всё неправильно делаешь
Как обычно.
Мы теперь знаем, что так не надо. Прогресс бытия (в области психологического знания) очевиден. Жизнь движется куда надо — хотя бы в этом.
*
«Купил наручные часы» — четырёхчастная композиция о времени, о месте. О том, что для нас есть дом. Кто в нём должен быть, с нами.
Ну, и о маме, которой посвящается вся книга.
*
«Двоюродная сестра прислала мне фотографию отца».
Тут постепенный приход к важное понимание того, что
Человек временная конструкция
Вспышка плоти
Однолетнее растение
Временная постройка
И из этого же стихотворения:
… Зачем терпеть боль, если смерть и её делает напрасной в числе прочего. Словно всё вообще зря. И даже любовь тоже сгинет вместе с нами. И тогда единственное, что остаётся, —
Любить при жизни
Говорить главные слова при жизни
Любовь при жизни
Маленький светлый пятачок смысла
Здесь мы переходим к главной-преглавной теме, к тому, к чему автор, кажется, нас вёл всю книгу, — к уязвимости и одновременно прекрасности жизни, тихому торжеству бытия.
Как бы ни было тёмно и трудно в отдельных строках и на отдельных страницах, в целом книга получилась о живой жизни. Такой, какая есть. Не постановочной.
3) Кино-не кино
*
Посмотрим и кино с автором книги «Не кино». Потом поразмышляем немного о Дэвиде Линче. Для нас знаменитые режиссёры — небожители. А для самих себя они такие же люди («Смотрю фильм Дэвида Линча…»).
*
Читаем стихотворение
«однажды я проснулся и почувствовал что мое тело
это большой шкаф…»
Кусочек пленки летящий (над дорогой)
Кино — это то, что на парусе экрана.
Кино — это где картина, интересная или неинтересная. Классный фильм.
Где рядом женщина любимая и любящая. (Нелюбимую зачем брать в кино?)
Все бренно, тленно, сиюминутно.
Кто-то говорит — цени, дурак!
Промелькнет и не будет. И потому особенно цени!
Автор нам говорит сначала расстроенный в сердцах –
«и я думаю ну зачем же это было
все равно ничего не будет»
А потом признает, что все больше ценит:
неуловимый отрезок
лоскуток
обрывок ниточки
эфемерного необъяснимого времени
кусочек пленки летящий над дорогой
тополиный пух
мгновенный
моей минуты
и всей нашей
судьбы и жизни
А всё «Не кино» Арсения Гончукова, вдруг подумалось, — это и есть кусочек пленки, который почему-то отделился от фильма жизни и вздумал лететь над дорогой.
Кадрик, одно короткое мгновение, 1/24-я секунды…
*
Важен текст в конце книги — диалог режиссёра с коллегой о ещё не снятых фильмах. «О фильмах что теснятся в наших головах..». На которые денег никто не даст («В последний день лета…»). И диалог с Богом, который над лирическим героем смеётся.
Хочешь рассмешить Господа — расскажи Ему о своих планах.
Ничего, пусть себе смеётся.
Главное, чтобы автору (лирическому герою, человеку) всегда было что Господу рассказать…
///
Из того, над чем хорошо бы поработать
*
Со звуком иногда стоило бы поработать, прислушаться к нему, почитать тексты вслух.
Этот текст — из тех, когда жалеешь, что его написал не ты. Автор, спасибо Вам за него! НО…
***
счастье во мне иногда настолько пронзительно
как укол как порез как взрыв ветра
и распахивается и бьётся дверь
и я так внезапно люблю всех
что хочется позвонить всем кого когда-то любил
и сказать давай начнем сначала
Общее пожелание по звуку сводится вот к чему: если уж не удастся совсем избавиться от наречия-союза «как», то уж точно не разрешать следующему после него слову начинаться с гласной буквы.
*
И кое-что я бы пробовала подсократить. В объёмных текстах смыслы наслаиваются или наоборот распадаются, и это не всегда удача. Серединная часть не всегда обязательна. Есть несвязанные части внутри одного текста.
*
1) Мотив пути, совершенствования ― разночтения именно из-за того, что части разрозненны.
«ПЕРЕМЕНЫ» ― одно из центральных стихотворений в книге:
… мне кажутся лишними мои руки
И для нормальной жизни не хватает клюва
Много в бытии несовершенств. Так, очевидно, и задумано. Сейчас буквально в воздухе растворены советы всевозможных психологов, включая доморощенных, вроде — «Надо всё принять, однажды, целиком, и будет тебе счастье». Ну да.
Принять, что клюва у человека нет, я готова. И руки человеческие — чудо, на самом деле, спасибо за них.
Вторая часть в этом триптихе словно проседает, проваливается. И связана с первой только образом во́рона (не воро́ны! — это разные птицы), эти живут 300 лет.
В третьей части ключевое слово, возможно, не бьёт, а клюёт? Раз уж мы о птицах.
Мысль о красоте (хотя бы) в отсутствие правды мне очень ясна, я разделяю её. Не понимаю только, как она стала итогом, сильной частью — финалом триптиха. Финал словно отделён от всего прочего, но он прекрасен.
2) Стр. 71. Есть возражение: в отличие от обновлённого (отросшего взамен отстриженного или спиленного) ногтя от прежнего человека хоть что-то да остаётся…
И есть здесь строка, которая первую страницу словно перепиливает пополам, сильно перетягивает всё на себя: «По нашим головам пронесётся другое стадо». Текст перестаёт текст быть нарративом, рассуждением, назиданием — и становится стихом. Да ещё так долго шли за всем этим, а в конце итог не нов: «Все вопросы остаются без ответов».
3) Стр. 84-85. «Смерть то же самое что и рождение». Сильное сравнение — умирание бабушки как переезд. Вот бабушка одна носит и грузит вещи в Газель — с реальностью не сопоставляется. И это трудно себе представить. Эдакая последняя Газель, и помощников уже нет.
В начале и в конце мы одни.
Что в таком случае она носит?
Некоторые стихи хочется сесть и обсудить с автором. Но мы помним, что такая возможность есть не всегда и мало у кого. И потому — всё должно быть в тексте.
Это стихотворение перенасыщено сильными образами:
Чёрный потолок небытия и раковина земли
Чёрный космос небытия и чёрная прорубь.
Вдруг сравнение жизни с командировкой — а ничто не предвещало.
Традиционно ряд:
Смерть
Старуха
Младенцы
Старуха
И дальше бабушка с Газелью. Грузит в неё то, что лишает её жизни, «пакетик» за «пакетиком». Можно поискать более точный и не менее сильный образ для этого постепенного неминуемого ухода.
А «посидим на дорожку» — само по себе хорошо.
Гедымин и Курская???
Стр. 86. «Мамочка». У Анны Гедымин есть стихотворение, которое начинается так: «От меня останется только сын…». Семья у лирической героини была большая, но «их век простыл», и
«Ото всех остался один мой сын.
Если ты, Господь, отберешь его,
То от нас не останется ничего».
У вашей мамы остались сыны-богатыри. Жизнь продолжается. Эти стихи — ваше горевание. Хорошо, что они случились.
Здесь очевидный, хотя и не выделенный специально цикл про уход мамы: «Теперь и ты должен это испытать» (стр. 74) и продолжение — «Мама вносила меня в этот дом на руках…». Очень рифмуется со диптихом Даны Курской: «Мама лежит на родильном кресле… / Мама лежит на раскладном кресле…». Тот же градус боли, потери, неготовность отпустить, недопрожитое как ни крути…
Если визуализация у Гончукова-режиссёра, то это по ощущению нечто малоподвижное, но имеющее цвет. И цвет этот чаще чёрный. Иногда белый. «В чёрно-белом кино»…
Филологи???
Наблюдая за стихами поэтов-филологов (по образованию), сделала вывод, что они словно разрешают себе писать сразу набело. Как родилось, так и вошло в книгу. Мысли, возникающие естественным порядком друг за другом.
Это стихотворение («Жизнь как биологическое…») тоже просится в мои словесные ряды:
Жизнь
Бог
Ребёнок
Смерть
Бог
Человек — живой материал
Каморка бога, загнавшего себя в угол.
Очень свободная мысль. Свободно возникают образы, ничем и не связанные даже.
Или на стр. 13 стихотворение «каждый день пытаюсь заново жить» — много всего в нём происходит, а потом вдруг в последних строках откуда ни возьмись высокое зеркало. Ведь ничто не предвещало. В подтверждение спонтанности и письма набело.
*
Двигаюсь по книге дальше, дальше. И наполняюсь некоей силой. Ищу ей имя. Не сразу, но нахожу: сила постоянно растущего смысла.
Возможно, смысл растёт с каждым новым человеком, который её прочтёт. А может быть, и этот вариант мне кажется ближе, — смысл постоянно растёт, покуда автор визуализирует своё «не кино», покуда он доносит до читателя всё парадоксальное, всё растворённое, отстранённое, но от того не менее важное, не менее живое…