Александр Буланов. Перо находок: Стихи из воздуха. — М.: Летний сад, 2022. — 242 с.
Поэтическая книга «Перо находок: Стихи из воздуха», вышедшая в 2022 году в московском издательстве «Летний сад», — дебютная книга Александра Буланова. Как это часто бывает с ранними стихами, желание говорить немного рассинхронизировано с тем, что в итоге сказано. «Поэта далеко заводит речь» — как известно. Но именно на этом незапланированном пути и случаются самые важные находки. Недаром книга называется «Перо находок» — это и оглушенное «Бюро находок», и аллюзия на символический инструмент письма — поскрипывающее гусиное перо, и легкость летящего по воздуху перышка, детская радостная находка. Третье значение укрепляет вторая часть названия «Стихи из воздуха» — невесомое перышко, опустившееся прямо в ладошку, а также: что-то из ничего — фокус или скорее чудо…
Стихи Александра Буланова по-детски прямолинейны и просты, и иллюстрации, органично смотревшиеся бы в книге для самых маленьких, здесь тоже исключительно на месте. Александр находит удовольствие в цветаевском анжамбемане, причем переносит не только слова посередине предложения на другую строку, но и разделяет части слова: «Хоть говорят, что это слишком ир / Рационально». А вот это стихотворение целиком — ритмически и в определенном смысле по месседжу отсылающее нас к известному ахматовскому, но и вступающее с ним в полемику: «Я научилась просто, мудро жить, / Смотреть на небо и молиться Богу»:
Я научился по-другому жить
Я по-другому начал видеть мир
И в нём дышать и слушать по-другому.
Хоть говорят, что это слишком ир
Рационально. В пику дорогому,
Престижному и модному,
Назло известности ничейной и провальной,
Я небогат и не мелькаю, но
Со мною шар, со мною шар хрустальный.
В моём столе живут страницы дней
Мной прожитых, пролистанных, и память
На них пролита через рифму. Ей
Позволено шептать, что к ним добавить,
А остальное в «прочее» сложить,
Статистику провалами испортив.
Я научился по-другому жить.
Сверкает шар, подрагивает кортик.
Хрустальный шар, подрагивающий кортик — атрибуты романтического поэтического мира, в котором живет лирический герой стихотворения, и если у Анны Андреевны декларируется как раз естественное соседство жизни и поэзии, то у Александра творчество оказывается если не параллельной реальностью, то способом так настроить зрение, чтобы видеть все под другим углом.
Образ шара часто возникает на страницах книги. Разноцветные шарики из настольной игры:
Три шара
Три шара на поле синем
Катились по четырём углам.
Один из них был красивым,
Второй был пьяным в хлам,
А третий всё время метался —
Продавливал тонкий лёд.
И всем ошибкой казался
Его поворот.
И понятно, что симпатии автора на стороне того самого третьего, неправильного в глазах окружающих, шара. Или вот стихотворение:
Всё выше шар и мельче человек
Я всё простил себе, простил ему,
И выдыхал в седую пелену,
Вплетая краски в разогретый воздух.
Воздушный шар дрожал над головой,
И никого там не было со мной.
И для всего здесь было слишком поздно.
Всё выше шар и мельче человек —
Со всех сторон заботами охвачен.
Я не смеюсь, уже давно не плачу,
И сух как ветер, холоден как снег.
Встречая птиц, не признаю родню.
Я знаю, что мой шар пойдёт ко дну, —
Так задержусь над синим океаном.
В корзине больше некого спасать:
Я не хочу коптить и запасать
Балласты дней на небе полупьяном.
Качает шар — он вырвался домой.
Так целовался с небом и землёй,
Попеременно щёки подставляя,
Что не заметил, как внутри сгорел.
А я на шар и на себя смотрел,
И разницу терял, превозмогая.
Здесь лирический герой стирает грань между воздушным шаром, уносящим его в небо, и собой, при этом внезапно переместившись в наблюдающее сознание — наблюдающее и шар, и себя со стороны.
Шар присутствует в стихах Александра и как земной шар («Я стоял на облаке, на шаре, / На земле» или «Ты выносил вердиктами планете, / Что не крутиться шариком могла»), и как воздушный шарик («Я буду дым на городском пожаре / Вдыхать сырым, и как проколы в шаре / Впускать тепло в замёрзшую отчизну»). Шар, по Юнгу, это один из символов самости. И если собирать по книге атрибуты присутствующих в ней шаров, то лирический субъект Александра Буланова — магический хрустальный шар, в который можно всматриваться, чтобы узнать свою судьбу, шарик из настольной игры, ищущий своего пути, большой воздушный шар, взмывающий ввысь, маленький воздушный шарик, земной шар. Макрокосм и микрокосм.
Но если вернуться к тому, с чего мы начинали, а именно — к названию, а точнее — к его второй части, то оно тоже перекликается с воздушным шаром, наполненным воздухом, да и с земным — окруженным воздухом. И благодаря этой перекличке «Стихи из воздуха» оказываются стихами изнутри и снаружи, стихами отовсюду. От них буквально некуда деться, так что, мне кажется, при таком раскладе совсем скоро нас ожидает следующая книга Александра Буланова. А мы ожидаем ее и желаем автору новых свершений и открытий!