Триоле Эльза. Защитный цвет. — М.: Common place, 2020 г.
В издательстве Common place вышел роман Эльзы Триоле «Защитный цвет», написанный в 1928 году и до этого ни разу не переиздававшийся. Эльза Триоле (урождённая Каган), родная сестра Лили Брик, жена Луи Арагона была хорошо известна во Франции (лауреат Гонкуровской премии) и неплохо в России. Юность её была очень яркой: Маяковский, Виктор Шкловский, Роман Якобсон — вот её ближний круг.
Литературные вкусы друзей повлияли на творчество писательницы. Роман «Защитный цвет» — тонкое исследование граней любви и нелюбви, проникновение в суть экзистенциального одиночества. В центре — взаимоотношения двух женщин: француженки Люсиль и русской Варвары, всю жизнь прожившей вне России.
«Всё в Люсиль было драгоценно и удивительно: кусочек тела в вырезе платья, жёлтые круглые глаза, сияющие, как начищенные медные пуговицы… Даже вещи вокруг Люсиль становились драгоценными и удивительными…» Люсиль мы видим глазами автора, а вот Варвару, «забыв, что это живой человек», рассматривает, «как вещь», Люсиль. «Серые глаза женщины, очень светлые, в чёрном ободке ресниц и смуглой коже смотрели строго и пусто… Светло- красные губы вплотную обтягивали квадратные крупные зубы… Узкие руки как будто ждали, что закапает кровь из ладоней». Люсиль замужем за богатым, успешным, но холодным, далёким Гюи, живёт в прекрасно обставленном доме, где издавна налажен быт. Варвара всю жизнь по пансионам и гостиницам, сначала с матерью, а после её смерти одна. Варвара рисует, вокруг неё богема, но нет ни одного близкого человека.
Встретились эти абсолютно разные женщины случайно. Люсиль неприкаянная бродила по улицам после отъезда Конрада, в которого она страстно влюблена, зашла в ресторанчик, просто так, бездумно. Она никогда до этого не обедала одна вне дома. Варвара же бывает там постоянно.
Люсиль, проводив возлюбленного в Марсель, откуда он оправился в Марокко, вернулась «к своей квартире, буфету, скатертям, мужу и прислуге», теперь её главное дело — ждать. И это ожидание начинает делить с ней Варвара, случайно встреченная.
В этом коротком романе явственно чувствуется связь Эльзы Триоле с русской классикой. Например, Гюи разговаривает с Люсиль так же, как доктор Дымов с Ольгой Ивановной (А. П. Чехов «Попрыгунья»):
— Ты очень несчастна, Люсиль?
Люсиль кивнула.
— Горе, Лю, надо скрывать, как физический недостаток…
Но не менее заметно сходство с романом Виктора Шкловского « Zoo или письма не о любви» ((1923 г.), посвящённом, кстати, Эльзе Триоле. Похожи строение фраз, использование приёма «остранения». Вот пример из Шкловского: « Придя домой, переодеться, подтянуться, чтобы изменить себя. Женщины пользуются этим несколько раз в день». А вот из Триоле: « Люсиль меняла причёски, платья, пудры, краски, взвешивалась и рассматривала себя в зеркало, покупала дюжинами платья, шляпы, чулки… Варвара повсюду тащилась за ней…»
Варвара всегда в чёрном пальто, чёрном платье. Она высокая, статная. «Не то Жанна Дарк, не то нигилистка на баррикадах» — Люсиль представляла подругу «с развевающимся знаменем в руках, бегущей впереди какой-то толпы».
Фарфоровая, со всех сторон защищённая Люсиль, никогда не ценившая восхищение, которым её окружали… Варвара, выбирающая между публичным домом, самоубийством или тюрьмой, мечтающая о любви, как безногий о костыле… За короткий срок их странной дружбы им довелось заглянуть в бездну: Люсиль любила, страдала, разлюбила, испытала чувство пустоты. Варвара прошла через связь с Гюи, лукавую дружбу с Конрадом. В последнем перед разлукой разговоре каждая откровенно призналась в своём выборе. «Несчастья случаются с другими… Я не буду плакать… Я сумею обезвредить для себя людей» — это Люсиль. Она не может, да и не считает нужным отговаривать Варвару от её решения. Что же может выбрать Варвара, если она «не согласна быть несчастной»? Люсиль, которую она любила за то, « чего у неё не было, за небесную благодать, за ту радость, которая всегда была вокруг неё, за улыбку, за голубиные руки», остаётся в прошлом , и Варвара выбирает возможность « прекратить жизнь до положенного срока». Но как именно? Она собирается в Марсель. «Мне Конрад говорил — там синее небо и весёлые люди… Там есть одна узкая улица… Фасады низеньких домов там ярко раскрашены, и перед ними на каждом пороге сидит женщина с лицом, раскрашенным так же ярко…» Эльза Триоле напоследок даёт художнице Варваре нарисовать словесно яркую картинку. Чёрный цвет, сопровождавший её всегда, отступает. Южное солнце, сознательно выбранное медленное падение — вот так видит своё будущее Варвара.
Интересно ещё вот что: Шкловский в своём романе, где главная героиня зовётся Аля, упоминает некую Люси, женщину-видение, которую называет «синеглазым капитаном» своей жизни.
Писатели переговариваются при помощи своих книг, спорят и соглашаются друг с другом. Женщина — мечта может исчезнуть в тумане, как исчезла Люсиль для Варвары. А сама Люсиль? Уколовшись об остриё любви, останется ли только холодной куклой в гулкой пустой гостиной богатого дома?
Роман Эльзы Триоле — стильный, изящно сделанный, грустный, горький и всё же ироничный. Шкловский, друг и собеседник, вряд ли принял бы иной взгляд на Люсиль-Варвару. А вот Симона де Бовуар, подруга Сартра, писательница-экзистенциалистка в «Прелестных картинках» (1966 г.) совсем в ином тоне описывает «тошноту» женщины, заглядывающей в бездну. Но нужно помнить, что Эльза Триоле пишет роман в 1928 году, многое страшное для неё, живущей во Франции, позади, а о том, что впереди она не ведает. Кстати, именно « Защитный цвет» плохо был принят читателями в Советской России.
Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.