Посмотрели два фильма почти одновременно, показалось, в них много общего, поэтому один текст на двоих.
«Офицер и шпион» Романа Полански.
«Дело Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда.
Присмотримся. Оба фильма сняты пожилыми режиссерами (старички зажигают, назвал это Владимир Пимонов). В основе сюжетов — документальные истории, реальные «дела».
Первое кино о знаменитом деле Дрейфуса, о котором я толком ничего на знала.
Второй фильм рассказывает о теракте в Атланте (столица Олимпийских игр 1996 года), предотвращенном неким Ричардом Джуэллом.
Оба сюжета о невинно обвиненных людях.
В первом случае осужденный понес наказание и чудом (о котором фильм) вернул себе доброе имя и вернулся не только в Париж к семье, но и в армию, где служил. Понадобились годы.
Вторая история — о толстеньком охраннике, мечтающем быть полицейским, тридцатидвухлетнем романтике со странностями, желающем приносить обществу пользу. О странностях свидетельствует целый арсенал, который Ричард Джуэлл хранит у себя дома. О выдающейся приметливости говорит кличка Радар, присвоенная ему юристом в компании, где Джуэлл работал офис-менеджером. Они бы подружились, но жизнь развела.
А потом свела. На мероприятиях по случаю Олимпиады в Атланте толстяк-охранник замечает ничейный рюкзак, поднимает тревогу. В рюкзаке оказывается не пиво, в чем почти убеждены полицейские, а трехзарядная бомба. Взрыв все-таки происходит, есть жертвы, но гораздо, значительно меньше, чем могло бы быть.
Слава бдительному охраннику!
Вот он уже на телевидении.
О нем хотят писать книгу.
Мама Ричарда счастлива.
Но дело вдруг, довольно скоро, выворачивается неожиданным образом. Вследствие разных обстоятельств и причин, в том числе нужды в журналистских сенсациях, Ричарда назначают (предполагаемым) преступником.
Посмотрите же на него. Да это он сам все инсценировал! Он же мечтал стать полицейским? Вот и подвиг срежиссировал, и стал героем. Тем более — холостой толстяк, живущий с мамой. Идеально вписывается в образ маньяка-одиночки…
Тихого добряка со странностями точно намотало бы на колесо государственной машины, если б не тот самый, который прозвал его Радаром. Не особо удачливый парень, открывший вместе с русской секретаршей Надей адвокатское бюро. В исполнении к тому же Сэма Рокуэла. Он становится адвокатом Джуэлла и выгрызает назад его доброе имя.
В «Офицере и шпионе», действие которого в чем-то симметрично фильму Иствуда, главного героя, возвращающего Дрейфусу имя, семью, репутацию, профессию, играет Дюжарден. А самого Дрейфуса, что интересно, неузнаваемый в этой роли красавчик Гаррель.
Вернуть доброе имя не так просто, потому что невыгодно. Вообще, никому. Кроме, соответственно, адвоката Уотсона из одной истории и офицера Пикара, из другой. Ну и самих потерпевших и их родственников, но они не борцы.
Героям Рокуэла и Дюжардена приходится преодолевать огромное сопротивление истеблишмента, чтобы это сделать.
На кой оно им сдалось? — вот что интересно…
Обоих прямо заколдобило, хотя у одного из-за этой истории рушится карьера, и другому непонятно, какая выгода, кроме справедливости.
Хорошие фильмы, пылкие, несмотря на возраст их создателей. Или это эйджизм, так говорить? Что называется, мучительно актуальные…
«Офицер и шпион» — роскошной выделки и масштаба, с Парижем конца века, повернутым к нам не обычной (для фильмов и книг) артистической, импрессионистской стороной, а закулисьем военного министерства, бесчисленными фальсификациями и ожесточенным антисемитизмом.
«Дело Ричарда Джуэлла» — такое народное кино, вообще без виньеток, заманухи, честное, линейное, вытягивающее благодаря яркой истории и отличному кастингу. Ну и режиссуре Клинта Иствуда, которому, на минуточку, в этом году исполнилось 90. Роман Полански на три года моложе, и это прекрасно.
Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.