Rumyantsev

Евгений Румянцев ‖ В самом что ни на есть хорошем

 

Сергей А. Собакин. Загорские дали. ― М.: Стеклограф. ― 2024.

Вот кто из современников решится написать такое?

«Поработав и разнорабочим на заводе, и таксистом, и токарем, и курьером, и клерком в офисе, он, окружённый бесовской «заботой», под влия­нием нечистой силы пошёл сначала в игорный биз­нес, а после попал и в ад на земле — клубную ин­дустрию. Сменив несколько должностей, Михаил стал арт-директором одного модного ночного злачного заведения, в котором научился делать всё, что одобряют тёмные силы: кутить, наркома­нить как в последний раз, безбожно пить, блудить, словно грешники из Содома и Гоморры».

Необходима ли осознанная стилизация под прозу XIX века в наше время? Но Сергей Собакин таким вопросом в своем романе «Загорские дали» не задавался. Использовав формулу Николая Васильевича Гоголя из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», автор создает свой трехмерный мир. У него также, как у Гоголя много персонажей, но все они объединены местом жительства — райцентром Загорские Дали. Этим гоголевщина не ограничивается. Ведьмы, бесы, запутавшиеся в своих мыслях монахи здесь ждут зазевавшегося читателя на каждой странице. Складывается впечатление, что автор с ними на «ты». Из рассказа «ЛИЦА А. ЛЕВЕНГРАФА»: «С неким постоянством, которое наблюдал из­мотанный до неузнаваемости Анатоль, голые жен­щины и девушки, собравшиеся в гостиной граф­ского дома, садились в круг, колдовали и занима­лись спиритизмом — доктриной псевдодуховной, пришедшей из самой Европы. «Ужас, о ужас! — вторил про себя побледневший от страха лицедей. — Что творят эти чертовки? Со­всем страха Божьего не имеют…»

При этом автор иногда пугающе прямолинеен, и не ясно, пишет он роман или проповедует. Здесь часто молятся и упоминают всуе, здесь часто вообще всего, что касается духовного мира. Автор выдергивает нас из суеты мирской в суету духовную, не давая при этом никаких ответов на наши вопросы. В итоге при гоголевском антураже мы получаем мамлеевский сарказм и его фирменный «вой и визг» маленьких людей. Во всяком случае, такое ощущение создается от первой части произведения. Всё довольно мрачно и безысходно — так, что Салтыков — Щедрин и рядом не стоял. При этом истории, рассказываемые автором, интересны. При прочтении я ловил себя на мысли, что по этим материалам можно снять хороший фильм ужасов. Сюжеты нетривиальные, в отличие от большинства российских современных «ужастиков».

Не знаю, сознательно ли автор поделил роман на две части. Первая — мрачная, пугающая. Эти ужасные монахи, искушаемые бесами и девицами легкого поведения. Эти постоянные страхи и метания из одной крайности в другую. Вторая часть — добрее. В ней уделяется внимание семье доктора Ефима Сергеевича Доброго, который вскользь упоминается и в первой части. И только я уверовал после прочтения этой самой первой части в то, что автор является преданным последователем Юрия Мамлеева, как он подставил мне подножку. Вторая часть оказалась по духу и содержанию ближе к Льву Толстому с его «Рассказами, сказками, баснями для детей». Здесь тоже доктор старается воспитывать своих детей, стараясь не вкатываться в морализаторство. При этом Собакин не изменяет себе в стиле. Всё написано в духе того же XIX века. Точен ли здесь этот авторский приём — решать читателю, но произведение, на мой взгляд, вышло весьма занятное. В самом хорошем смысле.

«В семье Богуславских, благочестивом и достой­ном Божьего заступничества роде, с незапамятных времён все мужчины из поколения в поколение ста­новились священнослужителями, среди которых числилось как белое духовенство — женатые свя­щенники, так и чёрное, — монашествующие, все­цело посвятившие жизнь Богу. Род сей происходил от людей праведных и очень набожных, но не в пло­хом смысле, разумеется, а в самом что ни на есть хорошем…»

 

 

 

©
Евгений Румянцев — прозаик, музыкант, журналист, литературный критик. Родился в 1978 году в Челябинске. На рубеже веков его рок-группа «Аномалия» была признана лучшей среди челябинских рок-групп. «Уральские общественные ведомости» печатали рубрику его рассказов «Фонарейкинские хроники», иллюстрации к которым делал известный рок-музыкант Юрий Богатенков («Резиновый дедушка»). С 2008 по 2011 Евгений печатался в «Вечернем Челябинске». Писал маленькие рассказы под общим названием «Чудики». В 2018 году альманах челябинского отделения Союза Писателей России «Южный Урал» опубликовал его повесть «Все случается». Был членом жюри в 2014 и 2018 годах литературного конкурса «Прекрасен наш союз».

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Loading

Поддержите журнал «Дегуста»