Спецпроект «Страницы взросления»
Борода, Елена. Инктобер. Месяц перемен : [для ст. шк. возраста : 12+] / Елена Борода : [иллюстратор Владимир Рудой (Rudoi)]. ― М.: КомпасГид, 2023. ― 160 с. : ил.
Есть такая профессия — детей учить литературе. Так вышло, что именно к этому ремеслу я и принадлежу. Вот только формат наших занятий необычен: каждый четверг встречаемся с подростками (от 12 до 16 лет) в онлайне, чтобы в литературном клубе обсудить книги. Этот учебный год начали ударно — решили начать со свежайшей литературы 2023/24 гг. Забыла! У нас нет списков литературы и обязательных к прочтению текстов. А что есть? Голосования. Только путем честного демократического выбора определяемся с дальнейшим чтением. Так и появилась на нашем горизонте книга Е. Бороды «Инктобер».
А что это, собственно, такое — инктобер? Оказалось, что слово это обозначает мировой челлендж с 15-летней историей. На своем сайте Джейк Паркер ежегодно публикует списки тем для художников («Открытие», «Дорога», «Камера» и др.). И с 1 октября в течение всего месяца соцсети заполняются изображениями с хештегом #inktober. Скажу по секрету: кое-кого из участников ЛитКлуба идея заинтересовала. Заинтересовала она и автора книги «Инктобер».
На первый взгляд, типичный подростковый сюжет: главная героиня — девочка-старшеклассница, одиночка и неудачница практически во всем: в любви, в отношениях с родителями и в алгебре. Спасает ситуацию художественный челлендж «Инктобер», требующий кровь из носа публиковать в соцсетях по рисунку в день. А еще Варю, так зовут серую мышку с добрым сердцем, терзает вопрос: кто же этот насмешник в окне дома напротив? Читатель ответ узнает почти сразу: родственная в чем-то душа несчастной девятиклассницы. Гоша по собственному желанию стал затворником в квартире. Отчисленный из института, брошенный друзьями должник в течение того же октября перемен осмысляет свою жизнь заново.
Атмосфера «Дома, в котором…» чувствуется не только в обложке «Инктобера», но и в устройстве взаимоотношений персонажей. Отношения между Варей и Родионом, Варей и Майкой, Гошей и Вальком, Гошей и Марком, — вот, что действительно приковывает внимание. «Тяжело читать. Слишком понятно и близко», — пожалуй, самая точная рецензия моих подростков на книгу Е. Бороды. И правда, 160 страниц вобрали в себя ужас любого юноши: претензии к своему внешнему виду, развод родителей, трудности самоопределения.
«Она не хочет идти в десятый с профильными математикой и экономикой, а потом окончить такой же вуз и всю жизнь заниматься финансами. Она хочет рисовать!», — а кем вы станете, когда вырастете? Такой вопрос задаю вопрос участникам клуба, прочитав мысли Вари.
Есть такие книги, которые мы читаем не для смакования красивых фраз и заверченных сюжетов. Этот пласт литературных произведений создается не то психологами, не то педагогами для того, чтобы появился еще один повод вызвать человека в переходном возрасте на разговор. Безусловно, к этому кругу текстов относится повесть Елены Викторовны Бороды. Кстати, доктора филологических наук, специалиста по Е. Замятину и лауреата конкурсу «Книгуру».
Можно учить детей литературе. Но не стоит обманываться: дети учат и нас читать литературу. «Тебе что-то такое нужно. Что бы удерживало тебя в потоке. Организовывало. Но просто так дисциплине тебя не научишь, тебе надо, чтоб нескучно было», — зацепились мы за эту цитату из книги и завели разговор о том, что держит в потоке нас самих. Быть в потоке = быть счастливым. Л. рисует, Н. пишет, В. катается на скейтборде. Мы читаем книги, но и книги читают нас. Есть такая профессия…