Ozerova Dina

Дина Озерова ‖ Степь открывает глаза

 

 

Наталья Илишкина. Улан Далай. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 640 с.

В 1890-е гг. молодой бузав Баатр пасет табуны лошадей, мечтает стать джангарчи — исполнителем калмыцкого эпоса «Джангар», — и жениться на достойной девушке с красивым носом. Его мечты сбудутся самым неожиданным образом: он станет не просто акыном, но и героем собственного эпоса, повторив путь богатыря по методичке Кэмпбелла. В 1920-е его сын Чагдар проходит жернова Гражданской войны и революции, разоблачает религиозно-мистический культ Джа-ламы в Монголии, становится партийным лидером и раскулачивает соседей, а в 1937 году сам спасается от репрессий в ленинградском дацане. В 1940-е и 50-е сын Чагдара Иосиф-Александр выживает после высылки калмыков в Сибирь и, несмотря на статус спецпереселенца, мечтает стать полярным летчиком подобно герою «Двух капитанов» Каверина — книги, которая спасла жизнь Йоське во время трагической дороги в ссылку.

«Улан Далай» или «Красный океан» — история трех поколений семьи Чолункиных, степная сага о судьбе бузавов — донских казаков-калмыков, написанная с опорой на архивные материалы и воспоминания очевидцев. Название романа не только вызывает в памяти образ раскаленной степи, но и напоминает о кровавой судьбе калмыцкого народа, ведь «красный океан» символизирует ад в калмыцкой мифологии.

Постепенно семейная сага превращается в портрет первой половины ХХ века — эпохи заката Российской империи и создания молодого советского государства. Русско-японская и Первая мировая войны, революция 1917 года и противостояние белых и красных казаков на Дону, голод и коллективизация, сталинский террор и депортация народов — благодаря образному слогу и вниманию автора к историческим деталям эти события в сознании читателя разворачиваются в полную кинематографическую мощь. Впрочем, иногда скрупулезность в воссоздании образа эпохи становится избыточной и начинает доминировать над сюжетом. Так, главы с описанием традиционной калмыцкой свадьбы или ярмарки больше похожи на сценарий музейного иммерсивного шоу или развернутый этнографический комментарий к выставке на национальную тему.

Тем более удивительно, что в столь тщательно продуманном художественном мире романа почти не нашлось место женской оптике. Главные герои саги — трое рефлексирующих, постоянно сомневающихся мужчин. Баатр, Чагдар и даже Йоська пытаются разобраться во множестве противоречивых идеологий и найти ответ на вопрос, кто же виноват в бедах калмыцкого народа: гнев богов-бурханов, советская власть или они сами?

Несмотря на то, что в романе представлены разные женские образы (есть и традиционная жена в патриархальной семье, и советская активистка, отстаивающая свое право на труд, и истовая теософка), им уготован преимущественно молчаливый удел. Читатель так и не узнает, как женщины «Улан Далая» объясняют череду испытаний, обрушившихся на бузавов или что они чувствуют, эти испытания преодолевая. Кажется, что по-настоящему их заботят лишь вопросы материнства, но единственная сцена рождения ребенка все равно показана с точки зрения мужчины.

Одна из магистральных тем романа — месть и вечный поиск справедливости. Чагдар вступает в ряды Красной Армии, желая отомстить за оскорбление отца. Он сражается против брата-белогвардейца и делает карьеру по «партийной» линии, пока не влюбляется в девушку из семьи человека, который и нанес отцу злополучное оскорбление. Месть не приносит Чагдару удовлетворения и заставляет его свернуть с «белой дороги» судьбы. У Иосифа-Александра тоже появляется возможность отомстить обидчикам семьи, но он решает не идти по стопам отца, а прислушаться к заветам деда: «Если встаешь на путь мести, приготовь две могилы: для врага и для себя». Отказ от мести дает ему возможность обрести личное счастье.

Продолжая литературную традицию «Тихого Дона», «Улан Далай» встает в ряд к романам «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной и «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова. Наталья Илишкина впервые делает калмыцкий народ героем большого русскоязычного романа, художественно осмысляя его исторический путь. Именно это делает «Улан Далай», несмотря на недостаток женских голосов и чрезмерность бытописания, несомненно большой литературой.

 

 

 

©
Дина Озерова ― литературный обозреватель, автор телеграм-канала «книжный странник». Семинаристка Школы литературной критики им. В. Я. Курбатова в Ясной Поляне. Лауреат премий «Литблог-2022» и «Ясная Поляна» в номинации «Лучшая рецензия». Член жюри номинации «Молодость» литературной премии «Ясная Поляна». Участник межрегиональной творческой мастерской для молодых писателей Северо-Западного федерального округа АСПИР по направлению «Критика и публицистика». Также принимала участие в мастерских АСПИР в качестве мастера секций. Член блогерского жюри литературной премии «Лицей» им. А. С. Пушкина. Публиковалась в журналах «Прочтение» и Teatr to go.

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Loading

Поддержите журнал «Дегуста»