Наталья Илишкина. Улан Далай. — М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. — 640 с.
В 1890-е гг. молодой бузав Баатр пасет табуны лошадей, мечтает стать джангарчи — исполнителем калмыцкого эпоса «Джангар», — и жениться на достойной девушке с красивым носом. Его мечты сбудутся самым неожиданным образом: он станет не просто акыном, но и героем собственного эпоса, повторив путь богатыря по методичке Кэмпбелла. В 1920-е его сын Чагдар проходит жернова Гражданской войны и революции, разоблачает религиозно-мистический культ Джа-ламы в Монголии, становится партийным лидером и раскулачивает соседей, а в 1937 году сам спасается от репрессий в ленинградском дацане. В 1940-е и 50-е сын Чагдара Иосиф-Александр выживает после высылки калмыков в Сибирь и, несмотря на статус спецпереселенца, мечтает стать полярным летчиком подобно герою «Двух капитанов» Каверина — книги, которая спасла жизнь Йоське во время трагической дороги в ссылку.
«Улан Далай» или «Красный океан» — история трех поколений семьи Чолункиных, степная сага о судьбе бузавов — донских казаков-калмыков, написанная с опорой на архивные материалы и воспоминания очевидцев. Название романа не только вызывает в памяти образ раскаленной степи, но и напоминает о кровавой судьбе калмыцкого народа, ведь «красный океан» символизирует ад в калмыцкой мифологии.
Постепенно семейная сага превращается в портрет первой половины ХХ века — эпохи заката Российской империи и создания молодого советского государства. Русско-японская и Первая мировая войны, революция 1917 года и противостояние белых и красных казаков на Дону, голод и коллективизация, сталинский террор и депортация народов — благодаря образному слогу и вниманию автора к историческим деталям эти события в сознании читателя разворачиваются в полную кинематографическую мощь. Впрочем, иногда скрупулезность в воссоздании образа эпохи становится избыточной и начинает доминировать над сюжетом. Так, главы с описанием традиционной калмыцкой свадьбы или ярмарки больше похожи на сценарий музейного иммерсивного шоу или развернутый этнографический комментарий к выставке на национальную тему.
Тем более удивительно, что в столь тщательно продуманном художественном мире романа почти не нашлось место женской оптике. Главные герои саги — трое рефлексирующих, постоянно сомневающихся мужчин. Баатр, Чагдар и даже Йоська пытаются разобраться во множестве противоречивых идеологий и найти ответ на вопрос, кто же виноват в бедах калмыцкого народа: гнев богов-бурханов, советская власть или они сами?
Несмотря на то, что в романе представлены разные женские образы (есть и традиционная жена в патриархальной семье, и советская активистка, отстаивающая свое право на труд, и истовая теософка), им уготован преимущественно молчаливый удел. Читатель так и не узнает, как женщины «Улан Далая» объясняют череду испытаний, обрушившихся на бузавов или что они чувствуют, эти испытания преодолевая. Кажется, что по-настоящему их заботят лишь вопросы материнства, но единственная сцена рождения ребенка все равно показана с точки зрения мужчины.
Одна из магистральных тем романа — месть и вечный поиск справедливости. Чагдар вступает в ряды Красной Армии, желая отомстить за оскорбление отца. Он сражается против брата-белогвардейца и делает карьеру по «партийной» линии, пока не влюбляется в девушку из семьи человека, который и нанес отцу злополучное оскорбление. Месть не приносит Чагдару удовлетворения и заставляет его свернуть с «белой дороги» судьбы. У Иосифа-Александра тоже появляется возможность отомстить обидчикам семьи, но он решает не идти по стопам отца, а прислушаться к заветам деда: «Если встаешь на путь мести, приготовь две могилы: для врага и для себя». Отказ от мести дает ему возможность обрести личное счастье.
Продолжая литературную традицию «Тихого Дона», «Улан Далай» встает в ряд к романам «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной и «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова. Наталья Илишкина впервые делает калмыцкий народ героем большого русскоязычного романа, художественно осмысляя его исторический путь. Именно это делает «Улан Далай», несмотря на недостаток женских голосов и чрезмерность бытописания, несомненно большой литературой.