Что было в итогах 2019 года

Хит-парады лучших книг и ярких литературных событий 2019 стройно шагают по журналам и блогам. Эксперты вспоминают и оценивают. В списках лидирует премиальная и предпремиальная, т. е. толстожурнальная проза. Кризис, затухание, перелом, предчувствие неконтролируемого продолжения, ожидания сейсмической активности и сдвигов — всё в колеблющемся равновесии, как всегда. Баланс лучше всего, конечно, отрабатывается над бездной.

Одно смущает: о поэзии мало упоминаний. Слишком мало. Где премиальная поэзия? Она же есть. Но как бы её и нет. Нет долгосрочной освещательной политики экспертного общества касательно поэзии. Большинство рецензий ситуативны: вышла книга — кинулись, написали и забыли. «Присматривать» за поэтами не принято так явно, как за прозаиками. К слову, верлибризация поэзии не анализируется как модус развития, не отслеживаются парадигмы личности авторов-поэтов, как происходит в прозе (пример: Жучкова — Сенчин), не анализируется возрастной аргумент, как в пространстве прозаических текстов (пример: премия ФИКШН35), переводной поэзии совсем не видно, в отличие от такой же прозы.

Ну и что же? Надо работать на повышение. Капля, как известно, размывает буквы, поэтому плакать не будем. Будем читать и писать о поэзии.

Итак, книги уходящего года, которые мне запомнились.

В этом году вышли книги четырёх значительных поэтов: Кати Капович «Приглашение на острова», Феликса Чечика «Новая», Сергея Гандлевского «Счастливая ошибка» и Владимира Гандельсмана «Избранное». Каждая из этих книг полноценно высказывает авторскую поэтику. Они узнаваемы. Сборники резюмируют, но, к счастью, не подытоживают их поэтический фонд.

Если говорить о «материковой» современной русской поэзии, то держатся в памяти «При свете ночи» Анны Гедымин, «Хвойная музыка» Евгении Джен Барановой, «Мой папа был стекольщик» Нади Делаланд, «Молчащие следы» Алексея Александрова, «Кулунда» Ольги Аникиной, памятный сборник стихов Алексея Антонова «Бульвар».

Сольники Бориса Агриса и Василия Нацентова, такие разные, но по-своему выстрелившие, тоже заслуживают внимания.

Книги «Кёльнское время» Алексея Парщикова, «Тяжелей чернозёма» Валерия Прокошина, Леонида Аронзона — «Графика» и «Письма Риты», том стихов Инги Кузнецовой «Летяжесть» — замечены общественностью более других благодаря активному продвижению издательств и культуртрегеров. «АСТ» и «Эксмо» наконец обратили внимание на поэтов.

Но, повторюсь, цельной и последовательной критики современной поэзии пока нет. Рефлексию по классикам поощряет конкурсами эссе «Новый мир», в общественно-социальном ракурсе развевается «Знамя», придерживается традиционных широт «Волга», ориентирована на силу истории «Звезда». Жизнь журналов хрупка, как тонкий лёд. Прозрачный и ломкий. Правильное потепление спасёт тех, кто смотрит вглубь и кто живёт этой стихией. Лёд ведь — твёрдая вода. Долби, топи, пей. Без воды ни туда и ни сюда, сухота.

 

Если мы что-то не увидели, пожалуйста, покажите нам ошибку, выделив ее в тексте и нажав Ctrl+Enter.