Спецпроект «Страницы взросления»
Когда-нибудь и про 2024 год создадут картины, снимут фильмы и напишут книгу. Почему? Каждая эпоха даёт своих героев и, к сожалению, злодеев. Потомкам остаётся одно — изучать, делая выводы. Как учитель литературы, своей глобальной целью ставлю научить детей думать. Русская классика — благодатнейшая для этого почва. Особенно в вопросе исследования человека. Сделаем же несколько выводов о том, откуда берутся злодеи.
«У меня есть небольшая вещь, написанная мною под арестом, которой и приятели мои довольны, и я; — я готов её Вам послать…», — признавался в письме издателю Иван Сергеевич Тургенев. «Вещью» был рассказ «Муму». Как и многие сюжеты писателя, этот был навеян реальными событиями в родовом имении Тургеневых. Варвара Петровна, мать писателя, прототип барыни, отдавшей один из самых кровожадных приказов в истории отечественной словесности. Собаку немого крестьянина действительно утопили. Жестоко обошёлся с взбалмошной героиней и автор, представив её как абсолютное зло. «По слабости здоровья? Мало тебя наказывают, вот что», – довольно репрезентативная цитата хозяйки имения и человеческих душ.
С родителями в творчестве выяснял отношения и другой великий прозаик — Фёдор Михайлович Достоевский. По многочисленным слухам, отец писателя Михаил Андреевич Достоевский был убит своими крестьянами за жестокое к ним отношение. Впоследствии мотив отцеубийства, а ещё поразительного портретного сходства Фёдора Павловича Карамазова с Достоевским-старшим, встретится в романе «Братья Карамазовы». «В скверне-то слаще: все её ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто», — так в одном из эпизодов вслух исповедуется Карамазов старший. Это ли не апогей испорченности и сластолюбия?
В соревнование злодейских книг в русской литературе может вступить и самое неутешительное произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлёвы» – роман о распаде семьи и каждого из его членов. «Головлёво – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву», – ужас цитаты в том, что прототип Головлёва – дом, где родился писатель, в селе Спас-Угол. В образе Арины Петровны угадываются черты матери писателя, в образе Иудушки – брата. Не пощадил Салтыков и весь провинциальный строй жизни, которая, по его словам, превращает «людей в вяленых судаков».
«Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней…», – скажет, пожалуй, главный злодей «Войны и мира» Наполеон Бонапарт. Льва Николаевича Толстого не раз упрекали за уход в романе от реальных прототипов. И не зря: четыре тома о первой половине 19 века – не историческая хроника, а художественное повествование о людях и движении времени. И смешивать историю и литературу, конечно, не нужно. Но писатель не без знаний действительных фактов создаёт своего Наполеона как квинтэссенцию злодейства и расчеловечивания. Полководец мечтает покорить мир. Но весь его образ, пухлая фигура, высокий женский голос, низкий рост, входит в комическое противоречие с замыслами.
«Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера…», – вместе с героиней самого своего знаменитого романа Михаил Афанасьевич Булгаков мстит реальному врагу на протяжении многих страниц. И было за что: советский драматург, критик и писатель Осаф Семёнович Литовский написал уничтожающую статью о пьесе «Дни Турбиных». И стал одним из тех, кто разрушил литературную карьеру автора «Мастера и Маргариты». К слову, жизнь Литовского завершилась в одиночестве, и ни одно из его сочинений до сих пор не вызывает интереса у потомков.
Незнание иногда лучше знания, не так ли? Факты о реальном существовании литературных злодеев рождают в читателе эмоцию под названием гнев. Но в этом и сила искусства – месть остаётся холодным блюдом без физического урона врагам. И очищение, катарсис, испытывает и автор-художник, и мы как свидетели избавления от боли.
Каждая эпоха даёт своих героев и злодеев. Каждая следующая эпоха делает о них выводы и создаёт свой пантеон. Главное, чтобы выводы были верными.