Vojskaya0

Алла Войская ‖ Секс или экономика?

 

Кристен Годси. Почему у женщин при социализме секс лучше. Аргументы в пользу экономической независимости. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. Перевод с английского Натальи Колпаковой.

Одним из главных событий Московской книжной ярмарки стала работа с очень смелым, почти провокационным названием — «Почему у женщин при социализме секс лучше» Кристен Годси.

Книга Годси рассказывает о жизни женщин в СССР и странах соцблока. Легкий язык, множество апелляций к явлениям Интернет-культуры и личному авторскому опыту. Но это лишь форма, а что насчет идейной канвы работы?

Главная мысль, которую Кристен Годси хочет донести до читателей: счастье женщины и ее подлинная эмансипация заключается в экономической независимости от мужчины. И, по мнению Годси, соцстраны добились заметных успехов на этом поприще. Масштабная индустриализация дала женщинам рабочие места, а развитая социальная система во многом освободила их от заботы о детях и старших родственниках.

Однако в работе Кристен Годси есть одна очень важная проблема — она рассчитана на заранее ангажированного читателя, у остальных же вызовет массу вопросов и возражений.

Книга рыхлая, нелогичная — вдруг посреди главы про женщин-руководительниц начинается экскурс в историю социалистической мысли… Для серьезной научной работы эта тоненькая книжка слишком беглая, банальная. Годси пытается дать характеристику целому ряду государств, но про некоторые из них, например, про Польшу, пишет чудовищно мало.

Небрежная погруженность в контекст изучаемых стран порождает ошибки и неточности. Например, о Валентине Терешковой Годси пишет следующее: «она до сих пор почитается в России как национальная героиня». Терешкова выдвигала сомнительные законодательные инициативы — например, закон «Об уголовной ответственности для иностранных агентов», а также голосовала за повышение пенсионного возраста, что изрядно подмочило репутацию бывшей космонавтки задолго до выхода книги.

Часто вместо фактов Годси апеллирует к интервью и личным воспоминаниям, не отличающимся особой достоверностью. Также Кристен Годси игнорирует национальный вопрос — например, то, отличалась ли жизнь женщин в узбекской и российской ССР, и некоторые социальные аспекты — разницу положения городских женщин и колхозниц, качество государственной продукции, услуг и т. д.

С одной стороны, Годси говорит, что «советские женщины были далеки от эмансипации», с другой, уходит в апологетику соцстран, приводя анекдоты про забитые холодильники при коммунистах.

Но, несмотря на все недостатки книги, ее публикация в России — это очень важное событие не только для читающей публики, но и для всех людей социально-прогрессивных взглядов.

В своей книге Годси описывает, как правые консервативные политики в Штатах блокируют развитие социальной системы страны. В частности, Кристен Годси вспоминает, как в 1971 году президент Никсон наложил вето на закон о всестороннем развитии детей, как консерваторы неоднократно выступали против общественного воспитания детей. Платное здравоохранение, отсутствие оплачиваемого декретного отпуска — все это реалии сегодняшней Америки, от которой отворачивается все больше людей.

Не случайно, что социалистический феминистский дискурс практически одновременно пополнился несколькими громкими работами: «Почему у женщин при социализме секс лучше» и «Манифестом 99 процентов», провозглашающим социалистический феминизм в противовес либеральному.

Есть соблазн сравнивать положение женщин в соцстранах с положением сегодняшних жительниц Первого мира. Однако такого рода сопоставления некорректны, ведь пока в середине прошлого века советские женщины работали на производстве, занимались наукой и творческом — большая часть американок были домохозяйками, уязвимыми и зависимыми от своих мужей.

Но важное, по Годси, отличие между нашем временем и эпохой соцблока в том, что тогда отношение к женщине в меньшей степени было пронизано печатью товарных отношений. В подтверждение она приводит теорию сексуальной экономики, согласно которой женщина продает секс как товар, а мужчина в обмен обеспечивает ее социальную защищенность. По мнению Годси, это теория работает, но лишь в рамках капиталистического общества. И когда секс и женская сексуальность превращены в товар, ни о каком глобальном женском счастье не может идти и речи.

Книга Кристен Годси — не совсем удачная, зато очень искренняя — заряжена призывом менять этот мир. Она прекрасно подойдет для читателей левых и феминистских взглядов, а для непосвященных откроет сексуальную и общественную жизнь социалистической женщины с новой стороны.

 

 

 

©
Алла Войская — родилась в Москве. Студентка Литературного института им. Горького. Пишет прозу и литературную критику. Публиковалась в журналах «Юность», «Кольцо А», «Нижний Новгород», «Формаслов», «Лиterraтура», а также в газете «Литературная Россия». Лауреатка премии «Русское слово» (2017), финалистка премий «Литблог» (2019) и «БЛОГ-ПОСТ» (2020). Ведет литературно-критический проект «СКАЛА».

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Loading

Поддержите журнал «Дегуста»