…Брошена и подобрана. Поэт-маугли. Стихотворная манна тяжела, джунгли не вырублены, комьями оседает на лианах вдохновение.
Мой белый снег похож на Ваш,
Но повторяет лишь границы.
Он как израненная птица
Иль королевский младший паж.
Следы, стеревшие невинность
Его цветов, его границ,
Имеют очертанья лиц,
Ушедших тихо в неизбывность…
В этих строках Светлана Шильникова.
Стихи твёрже, чем, наверно, характер. Иначе бы подборок у Шильниковой было гораздо больше в журналах, ценящих сильные неизбитые тексты. Я нашла только1 в «Поэтограде» (№ 24 (176), 2015) публикацию — «Это я». Показательную, чёткую, богатую индивидуальной игрой. Да, сейчас, если судить по обновлениям в фб-блоге поэта, изменилась инструментовка стихов, но ведущая мелодия по-прежнему звучит твёрдо, хоть вибрато и прибавилось. Натянутая струна лука, которую зачем-то привили арфе, тремтит, дрожит мало сказать, именно тремтит от бессилия и гнева, от беспомощности и тоски по иному звуку, другому натяжению. Фортепиано здесь мне видится хуже, чем арфа, потому что в творческом порыве Шильникова прозрачнее и тоньше, как полотно струн, но рамы под определённым углом ограничивают её. Разве не напоминает арфа сложенные крылья? Да и автор будто щипает себя, поддёргивает до звона:
она заглядывала за зеркала,
высовывая язык, оставляла автографы,
нашарив рукой отраженья, ткала
немое начало кинематографа
и равенство рифм принимала как дар,
данный взаймы на исходе возраста,
и этим училась держать удар
в неопалимом остатке воздуха.
Хрупкость сопровождает излишнюю твёрдость. Пластичная работа пальцев предохраняет руки пианиста от травм, а что делать с душой поэту, который чувствует себя немного диким в том окружении, что приходит послушать обычную музыку? «Все в сад!» — не скажет, потому что скромен и уважителен. Лучше на струну наступит. И она пронзительно по-человечески воспоёт. Стихами Светланы Шильниковой. А они достойны петь свободно.
***
Услышать тишину, в которой жив
Наследственно, в которой мнутся плечи,
Седеют волосы, и каждый миг криклив,
Как лавочка, скрипящая под речью
Спустившихся на землю стариков,
Безлифтово, с глухих пятиэтажек,
Пересыпая бремя «Будь здоров!»
Со временем, когда уста все влажны —
Единым словом. Слово, догони!
Ударь меня в висок, упрямо левый,
Чтоб я забыла — за стеной старик,
(Стеной — спиной) не слышащий запева.
Меня, устало ждущую конца
Немого фильма с пьяненьким тапером,
В котором отслужившего жильца
Живая тишина отпустит скоро…
______________
1. На момент написания автором дегустации. Потом появились новые публикации Светланы Шильниковой.