Мне на данном этапе важна витальность того, что я читаю. Отсутствие токсичности. Особенно в прозе. Потому что в поэзии другие измерения, они работают по законам иной механики. Проза более материальна, ее воспринимаешь ближе к телу, нежели к душе, как поэзию. Тектонической силы больше в поэзии, а в прозе преобладают фундаментальные стихии, как бы абсурдно это ни звучало.
Сейчас от чтения прозы хочется получить энергию, способную запустить перезагрузку определенных настроений или установок. Например, нужен живой текст с прямой интонацией, не сюсюкающей, но и саспенс не нагнетающей. Текст от третьего лица, показывающий события и героев без втягивания внутрь, чтобы окунуть и приплющить сомкнувшимся над тобой их внутренним миром. Нуждаешься в повествовании, рассказе, освобожденных от единоличного слововерчения. Чтобы простые действия героев наводили на размышления и выводы, а не описания их мыслечувств насыпали слои потребной для отклика фракции. Рассказы «Странные» Романа Сенчина — такие (НМ, № 12/2021). Что радует.
И дебют Марии Давыденко в мартовском номере «Нового мира» с рассказом «Халатырка.live» поддерживает эту же норму. Летняя вахта помощником повара в глэмпинге на Камчатке возвращает молодой и уже разведенной женщине веру в себя. И почти никакой лавстори или подвигов преодоления. Нет, просто выдержать четыре часа поочередного массажа всего тела с самым красивым парнем халатырского пляжа, точно понимая, что на нее он не посмотрит заинтересованно, у него есть богиня под стать. И так же неторопливо продолжить партию в шахматы с американцем, когда в окно бара за посетителями, а каждому чудится, что лично за ним, наблюдает внезапный камчатский медведь.
Рассказ поделен на истории-эпизоды, в них жизненная ситуация разрешается ненатужно, с иронией, из мелочи вроде страстно желанной, но не доставшейся шаурмы возникает эмоция, которая пробивает осознанием принадлежности к роду, его исконной сути. Шаман есть шаман, прозревает свою тайную природу, особенно с голодухи.
…»Халатырка.live» оставляет схожее впечатление. Очевидное показано не очевидно. Современно с классикой. Освежающее чтение. Рекомендую.
«И какая же это планета Земля, когда она — Океан!»