Одно из удовольствий чтения этим летом ― опубликованная в июльском «Новом мире» (№ 7/2024) пьеса Юрия Буйды «Входят с барабанами и знаменами. Следствие по делу Гамлета, принца Датского». Всё в ней сложилось. Сиквел, о котором Шекспир и не мечтал. Судебное разбирательство Фортинбраса, преемника фактически Гамлета, ради выяснения причин произошедшей трагедии. Судебное, разумеется, «как бы», ведь судить некого, но обсудить можно, что блестяще делают колоритнейшие служанки Лисичка и Агнесс ― в театральной постановке эти роли несомненно могут стать одними из самых характерных и запоминающихся. А рассказать «повесть бесчеловечных и кровавых дел», рассудить обстоятельства Горацио еще в «первой части» обещал.
Отсюда и реконструкция ― актеры пантомимы играют лайт-версию шекспировского произведения для наглядности обсуждения, и впечатляющая психологизмом интроспекция ― очень второстепенные прежде персонажи (но Горацио первый, конечно, из вторых) точный проливают свет на мотивацию героев событий, скосивших королевскую семью. Кто недопонял когда-то Шекспира ― «бродит вокруг да около, кружит, издали стреляя в цель, пока цель сама не рухнет к его ногам…» ― постигнет суть смертей в трагикомичной целебной философии. И хоть не стихами, но речь, словно реченька, журчит.
Буйда прекрасно стилизует и пафос:
«Фортинбрас. Что ж, мы спустились на дно ада, увидели все, чего не должны были видеть, и узнали даже больше, чем услышали. Мир рушится, жизнь продолжается. Мы поняли: этой смертью жизнь не умалится, этой жизнью смерть не прирастет. Мы пойдем вперед, волоча за собою свои тяжкие тени и надеясь, что Господь не оставит нас своей милостью на этом пути»,
― и нужный современности шарж:
«Агнесс (встает). Как красиво играли их мышцы, особенно ягодичные!».
Браво, одним словом. Расшевелили во мне Уильяма.