D.Lebedeva0

Дарья Лебедева ‖ Обезьянцель: запутанная история

📕Александр Соколов. Странная обезьяна: Куда делась шерсть и почему люди разного цвета. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

 

Хороший образец научно-популярной литературы с уклоном в научное больше, чем в популярное. Взяв за основу очень узкую тему —  эволюцию волос и пигментации человека — Соколов на самом деле пишет о том, «что такое хорошие научные догадки и чем они отличаются от прочих — нехороших или ненаучных», руководствуясь максимальной честностью и объективностью, которые требуют от автора «называть догадки догадками, отделять сильные догадки от слабых и не прятать слабые места даже самых сильных догадок». В итоге это книга об истории идей, как и кто предлагал разные версии и объяснения исчезновению (но не полному) волос у человека, разнообразию их структуры и цвета, почему кожа сначала стала темной, потом на севере снова посветлела. Что еще важно: насколько я поняла, эта едва ли не первая книга на эту тему. Соколов проделал огромную работу, проанализировав и собрав воедино множество разрозненных статей, исследований, экспериментов, предположений, идей, обобщив имеющуюся на данный момент информацию об истории наших волос и пигментации кожи. А еще он отрастил бороду, пока писал книгу, и сбрил сразу, как только книга вышла. Кстати, в тексте он часто ссылается на свой личный опыт и предлагает то же самое проделать читателю — и ты сразу вспоминаешь, что читаешь в том числе о себе.

Соколов, как примерный научный журналист, настолько глубоко погрузился в тему, пока писал эту книгу, что некоторые фрагменты гуманитарию, забывшему напрочь школьную биологию, воспринимать непросто. Страницы с описанием биохимических и генных процессов в организме — хорошая встряска для мозга. Это уже не развлекательное чтиво (к чему были близки две первые книги автора «Мифы об эволюции» и «Учёные скрывают? Мифы XXI века», такое просветительское «поржать» для просвещенных). Книга о странной полысевшей обезьяне держит в тонусе, заставляет мучительно вспоминать основательно забытые знания, что-то гуглить, что-то позволять себе так и оставить за гранью понимания. Автор балансирует между сложностью и популярностью, но делает выбор в пользу сложности, ведь упрощение может в итоге ввести в заблуждение. Это комплимент — обычно в нон-фикшене меня как раз раздражает, что автор считает читателя тупым и начинает шутить шутки и травить анекдоты вместо того, чтобы сосредоточиться на теме.

Шутки и анекдоты здесь, впрочем, тоже присутствуют, дают передышку и немного ослабляют накал между сложными главами: чего стоят веселые главы про блондинок, про цвет глаз, про скелет короля Ричарда III, найденный на автостоянке, или инструкция, как быстро и легко придумать собственную эффектную теорию происхождения человека. Замечательно и то, что автор касается социального аспекта: все-таки цвет кожи, загар или его отсутствие, волосы и прически, стереотипы о блондинках — все это неизбежная часть нашей жизни, и откуда-то у всего этого растут ноги. Социальные веяния влияют и на сами исследования — было бы сложно, например, описывая тему, не упомянуть расизм и ученых-расистов. Еще позабавила история об ученом, продвигавшем научную идею о пользе солнца и загара, так как у него был контракт с фирмой, производившей солярии. Что ж, все мы люди, и даже научное исследование может попасть под влияние коммерческих интересов, общественных и личных предрассудков, даже моды.

Многое все-таки стало понятнее благодаря объяснениям автора, который прибегал и к сравнениям с животными, и к описаниям разных экспериментов и находок, и к подробным пояснениям, что там, внутри нас, внутри цепочки предыдущих поколений, происходило и продолжает происходить, и, конечно, к своему фирменному интеллигентному юмору.

На самом деле книга получилась не столько о коже и волосах, сколько о том, как работает наука, какими способами она пытается выяснить определенные вещи, как проверяются гипотезы, как много еще предстоит проверить и узнать. Чего в ней нет — так это однозначного ответа на поставленный вопрос, потому что он пока не исследован до конца. Что ж, история не окончена, ученые продолжают «копать».

 

 

©
Дарья Лебедева – родилась и живет в Москве. По первому образованию историк. Книжный обозреватель, поэт, прозаик, музыкант. Работает тестировщиком программного обеспечения.

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Loading

Поддержите журнал «Дегуста»