По уважительным семейным обстоятельствам единственным прочитанным летом романом стал «Отец смотрит на Запад» Екатерины Манойло. Читала в «Новом мире» (№ 5–6) и о «Лицее» узнала по ходу чтения. Заметный дебют. Обещающий. Мистические допущения снова — порадуйтесь, Николай Васильевич, — работают на идею, запускают без лишних маскирующих поджанров механизмы, напрямую изменяющие героев. Страх на преображение скор. Человек боится потустороннего. Но когда совесть выдает себя в образе призрака умершего ребенка, — это серьезный ход.
Екатерина Манойло в своем лаконичном романе сделала, на мой взгляд, очень важную для здоровья человека в обществе вещь: вернула в обиход совесть как духообразующую основу. Эгоистические мотивы получились омерзительными и жалкими. Страх выступил в роли восстановителя нравственных качеств личности. Быть справедливым и думать не только о себе из-за боязни потерять больше, чем придется поделить добровольно, не такая уж невыполнимая миссия. Оказывается, это даже отрадно.
Роман Манойло символически демонстрирует, что если ради выживания и приходится стать на останки отца, размозжив ненароком их, то спасшись не забудь закрыть дверь склепа, чтобы свора одичавших собак не растащила кости. То есть не теряй уважение. И длинный список к чему именно. От родителей в любом частном случае до исторического прошлого народа, традиций, культуры…
И язык современно-классический радует. Нет бахромы красивостей, всё образно-конкретно, каждое слово имеет визуальный контроль. И веришь. И не надо специально никому открывать глаза. Они просто не закрываются.
Надеюсь, автор не пропадет, и новое имя закрепится.