Dekina0

Женя Декина ‖ Дни Турбиных — своевременные мысли

 

Театральная система в условиях пандемии сильно изменилась. Актеры репетировали по зуму, театры устраивали онлайн-трансляции спектаклей, старались изобрести новые формы взаимодействия со зрителем. И вот теперь, с началом нового сезона, у нас появилась возможность посмотреть те премьеры, которые за это время были подготовлены. Сегодня на малой сцене Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна пройдет премьера спектакля «Дни Турбиных (история в двух действиях)» по пьесе М. Булгакова. Поставил его молодой режиссер Дмитрий Ефремов, выпускник Щукинского, что несомненно, чувствуется в его работе. Спектакль на фоне всего происходящего вышел очень актуальным и острым. События, описанные в пьесе, происходят в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве. Это и падение режима гетмана Скоропадского, и приход Петлюры, и изгнание его из города большевиками. Семья Турбиных, попавшая в водоворот этих событий, разрушается, и в этом прочитывается слом всех основ старой жизни.

Впервые пьеса была поставлена во МХАТе и пользовалась большим зрительским успехом. Однако вскоре ее сняли из репертуара, потому что посчитали антисоветской. И действительно, в центре — белогвардейцы, и описанные так, что не проникнуться их трагедией невозможно. Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин. Он посчитал, что это наоборот, пропаганда большевизма —  если лучшие из белогвардейцев сдаются и признают эту силу, то остальным и думать нечего. Распространено утверждение, согласно которому Сталин якобы смотрел спектакль пятнадцать раз, однако никаких документальных доказательств этому нет. По указанию Сталина спектакль был восстановлен и вошёл в классический репертуар театра. Конечно, на самом деле пьеса Булгакова глубже, настоящее искусство не может быть пропагандой, оно объективно. И сейчас пьеса прозвучала именно так, как должна — хаос и ужас гражданской войны, безысходность и боль оттого, что сделать ничего не могут даже лучшие люди страны. Все это звучит так своевременно, что женщина, сидевшая рядом со мной, плакала почти весь спектакль. В этом конечно же, есть и большая заслуга актеров. Иван Алексеев в роли Алексея Турбина, Лана Крымова в роли Елены, Алексей Лапшин в роли Тальберга и особенно Ибрагим Гагиев в роли Мышлаевского, были очень органичны. Были, конечно, некоторые проблемы с высотой тона и громкостью голоса, но, думаю, что после прогона все они уже устранены, и вызваны они, конечно, были постоянными онлайн — репетициями.   

Тимур Тихомиров в роли Лариосика поразил высоким уровнем исполнения, его игру отметили даже самые взыскательные критики. Действительно, соединить лирическую трогательность, комизм и трагизм в одном образе довольно сложно, тем более для такого молодого актера. Он изящно прошел по краю, не скатившись в кривляния, не делая героя жалким или слабым.       

Художник Виктория Беспалова в создании минималистических, но выразительных декораций старалась создать атмосферу поезда, эшафота и подвала, и ей это прекрасно удалось. Музыка композитора Филиппа Чернова хорошо дополнила эту работу. Отдельно хочется отметить режиссёра по пластике Виталия Боровика, который с помощью сложных глубинных мизансцен сделал спектакль по-настоящему эстетичным.

В общем, поздравляем театр с еще одной удачной работой!  

 

 

©
Женя Декина — прозаик, сценарист, редактор отдела прозы журнала «Литерратура». Лауреат премий «Звездный билет», «Русское слово», премии им. Фазиля Искандера, Волошинского конкурса и др. Член Союза писателей Москвы, России, Международного ПЕН-центра. 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.

Loading

Поддержите журнал «Дегуста»