***
а было неплохо,
пока запекалась в золе картоха
и, словно саргассова густота,
летели, грозя пожаром, искры в нас,
как неуклюжая новая искренность,
похожая на чтение нот с листа.
а было красиво,
пока хватало в душе керосина
поджигать искусством сонные города.
это — мечта пиромана,
сон во сне или дырка на дне кармана.
но граница с жизнью была тверда.
а было внезапно,
когда включилось позапрошлое завтра,
день сурка, убогонькое торжество.
а ты маши, ах,
волшебною палочкою, машиах,
пока не останется ничего.
ШУГЕЙЗ
(альбом. общая продолжительность — 47:52)
Сторона А
[intro — 4:19]тихое цеппеленье подкожных часов
сменяется нарастающим гулом
включения каждой комнаты
каждого станка в цеху
по мере нажатия красных системных кнопок
клапанов форсунок всех этих
муравьиных ручек и пчелиных тумблеров сусличных верньеров и китовых маховиков и вот уже гул гул размеренный гул методичный с нарастающими волнами приливов и отливов с сиренами тревоги по часам и бессистемными сиренами скорых и паузы эти паузы в которые только и можно вставить случайную мысль рукоятку переключения скоростей фонарик взгляда окно отказа дверь понимания звук музыки
[моим бл*дям в валентинов день — 7:28]
рукописная тварь ты подвергнешься оцифровке
когда-нибудь и в дорожной пыли
став ее частью я еле слышно
вздохну с облегчением сломавший глаза
за разбиранием почерка ты вечно жевала
какую-то смолу для здоровья и
не пользовалась гаджетами сохраняя
мелкую моторику любви и страха
опрокинь в придорожную канаву и запечатай
все эти околополитические перебранки
для надежности сургучом в который превращалась
каждый закат твоя нелепая с виду
на первый взгляд а на последний не оторваться
карминная помада и лак не в тон
после заката равнина падает
ничком с облегчением раскрываясь
навстречу быстро темнеющему небу
и из каждой расщелины трещины поры
слабые лучи обратного света
поднимаются вверх пока не угаснет
последний и я пускаюсь в путь
теперь можно идти от теплового удара
уже не умрёшь и с каждым шагом
вспоминаю имена тех немногих
что любили меня нетти айрин
катрин вики хельга долли эмми
еще одна хельга элеонора
и снова катрин
[шар — 3:51]
петанковый батальон
выходит на поле песка
за ним по кустам крадутся
лекарственные войска
стрелка давления пляшет
пропасть неглубока
шар летит по бульвару
его называют снитч
штрихкод карманный фонарик
зрачка превращает в глитч
какими судьбами арик?
такими илья ильич!
опереточный комик
умирает всерьез
баухаусный дворик
застывает меж слёз
крохотный разговорик
день за щекой унёс
собираемся гайз
домой идти далеко
атмосферный фронт продвигаясь
дошёл до реки яркон
это слова баррико
музыка моррико…
[аустерлиц — 4:24]
зебальд зевает:
русский поэт огнём наполняет сосуд
как бы во имя его
он такого
никогда не любил
осень всё ближе
воздух ещё горяч
но музыка стала прохладней
и на исходе тепла
лэп провода
в петлю ведут лтп
зебальд не ведал
этой аббревиатуры
знай себе ходит по полю
что случайно совпало
с длинной фамилией девичьей
старшей свояченицы
департамента грёз
довоенных
время от времени падает
время
от времени
падает недалеко
[джек — 6:43]
многослойное пухнет
город ночи до дня поднимая
от канала ландскнехтов
до улицы непониманья
оставляя клочки
безнадёжных бумажных заявок
на улиточных всходах
подземных автостоянок
где на серой подложке наваяли цветы граффитисты и слова нецветисты но невесты из гипса задорны
бакст не знал этот карст оттого что он с севера что ли
но его аксолотли в дворцовом пруду раскололи
потому он и дня не пытался прожить вне пещеры
ибо в ней лишь одной можно встретить достойную старость
casta diva поёт на высокой стене casta diva довоенное время не знало хайфая а всё же
и дрожала рука в потаённом дворе бецалеля
где иные царили а кто-то пиликал на дудке
где к экзамену из-под полы раздавали работки
где мешали цветущею веткой спиртные напитки
от великой любви рвали напрочь цветные колготки но ещё черно-белые в тайном чулане хранились в тесном доме который уж кто-нибудь там да построил
Сторона Б
[шугейз — 3:12]где глядишь на восток
и мелькает жёлтая
завернувшая ветер
в горячий шёлк её
где на запад.глядишь
и мелькает синее
полосой солёною
каждой линии
где глядишь на север
в зелёном мареве
что на юге розовым
раскумарили
вверх нельзя поднять
там висит тревожное
со стеклом копчёным
одним возможное
остаётся вниз
ставка дней зеро
чёрный блеск ботинок
мечта шугейзера
[без музыки — 8:15]
нет ничего
без музыки что разлита
по полу кухни случайно
когда ты стакан к губам
подносил
там где впервые ты видел
красные камни пустыни
её марсианский морок
так что заставил друга
остановить машину
вышел и лёг на камни
чтобы остаться с нею
еле втащили обратно
тебя
нет ничего
без музыки что разлита
там где впервые ты видел
как в город заходит
пыльная буря пустыни
робко сперва озираясь
после сурово и властно
вспомнив что это её
место исконное и
тихо дома исчезают
скрыты оранжевой пылью
без музыки что разлита
по полу кухни случайно
там где впервые ты слышал
громкий вой по погибшим
под нарастающий гул
полулюдей опьяненных
криком терзаемой ими
плоти в сжигаемых утром
белых уютных домах
и бессильный — поскольку
неотменимо бесчестье
и воля-к-смерти —
грохот ответной войны
по полу кухни случайно
когда ты стакан к губам
даже когда
все эти звуки утихнут
и воцарятся
тьма пустота безвременье
нет ничего без музыки
когда ты стакан к губам
подносил
[машина различий — 3:57]
не о встающих над городом
толпах бессмысленных слов
не о замотанных проволокой
душах и ртах
даже не о
чистых рассветных бульварах —
сразу же после
смывших и пепел и кровь
поливальных машин
я жалею
лишь об одном
когда шелестят за окном
комнат заполненных книгами
капли дождя —
поглощающей всё на земле
машины различий
[outro — 5:43]
выбираем площадку
миров посреди
как закончим тогда позову я
воздух вверх осторожно
идёт из груди
опираясь на трость духовую
тут ведь главное что?
надо прежде глаза
завязать выбрав ткань потемнее
а потом заклинание тихо сказать
и уже не расстанешься с нею
с этой звука стеной
где зелёный бамбук твёрже стали
и мёртвыми стали все которых любовь выпускает из рук
и живыми все мячики тани
всё пространство в лучах
за строкою строка
как система охраны в музее
но не бойся входи сюда
пересекай
нам везёт
мы купались в везенье
(запись, сведение — холон, студия רבפ4, 24.10.24; мастеринг — тель-авив, студия депо, иерусалим, студия бецалель2, 25.10.24)
спасибо всем и никому
Фото: Anatoli Stepanenko, 2019.