Игорь Караулов ‖ мотылёк иван денисович

 

+++
вот билет на самолет
а вот талончик на обед
вот пропуск на тот свет
а вот квитанция о возврате
вот приписка: «не рыдай мене мати»
вот заголовок «двести слов о пустоте»
и дальше прочерк
вот фото пляжа в туапсе
и половинки чьих-то дочек
вот населенье лестниц: вверх и вниз
бегут такие деловые
вот самолёт над городом повис
и все под ним ещё живые
вот три копейки вот и целых пять
а вот обложка от тетради
вот мальчик на экране хочет знать
зачем крутится ветр в овраге
вот тёртый вкладыш c надписью love is
приписка: век почти что прожит
вот телефон «виталий массажист»
вот в небе жёлтый запорожец
вот кофемолка и китайский фен
всё сломано чего ж ты хочешь
ища бумажку с кодом ИНН
фиг знает что себе бормочешь
вот справка о прощении грехов
а вот о погашении кредита
вот два конверта с запахом духов
но маркитантка юная убита

 

+++
он человек-письмо
он человек-конвертик
о бедный джонни
он чувствует себя приговорённым к смерти
на этом фоне
на самом деле это ему снится
из вечной жизни
он человек-волна
он человек-частица
суть в дуализме
вот он идёт к знакомому наркоту
вдоль мыло- или деньговарен
и выбивается за сизый контур
свет золотой нетварен
мир изначально рухнувших строений
долина киберпанка
тебя воздвиг архитектурный гений
но ты обманка
я называл тебя нелепой сранью
позорным местом
но каждый человек посланье
открытым текстом

 

+++
илья пророк
поёт про рок
читает рэп
на девять неб
кит и кот
пляшут хип-хоп

ржавый ключ поворачивается в стене
и открывается потайная дверь
августа

те же самые облака
те же холмистые земли
тот же вечерний свет

только уже без людей
только для тебя
и с тобой

 

+++
ты не находишь, что смерть
становится стандартной гигиенической процедурой
вроде банного дня в пионерском лагере

мы идём на смерть строем
с хорошо выученной песней
под руководством опытных вожатых

наше коллективное тело
трёт себя мочалками смерти
хлещет веником смерти
счищает с себя катышки грязи
старые ороговевшие клетки

из чертогов смерти
мы выходим посвежевшими порозовевшими
чаще улыбаемся друг другу
говорим добрые слова

мы по-другому стали смотреть на освенцим
на его регулярные ритуалы
сухой помывки

оказалось это вовсе не аномалия
не изобретение безумца
не нарушение хода вещей

это та же самая жизнь
наша жизнь
просто в ускоренной перемотке

если мы не встретились
на прошлом онлайн-прощании
не беда

увидимся на следующем
оно по графику совсем скоро

 

+++
когда он лежал на ивл
ему предложили на выбор

умереть от удушья
или переселиться в новый город
возводимый в сибири

он подумал «сибирь» и открыл глаза
в самом деле всё вокруг было новым

новая река шириной с енисей
ещё не прочерченная на картах

прозрачные дома из голубого топаза
на фоне горной гряды

разноцветные фонтаны
поющие шагающие деревья

ручные медведи
впрягаемые в ландо
экологически чистый транспорт

город новый
но как много уже людей
триста четыреста тысяч

все родные
объединённые общим делом
общим пафосом возрождения

а переселенцы всё прибывают
и прибывают
стройные вытянутые фигуры
с узелками на длинных палках
плывут над землёй

 

+++
мотылёк иван денисович
живёт один день

хорошо если это день металлурга
день независимости южного судана
день летнего солнцестояния
или какой-нибудь просто день

когда люди слушают музыку
говорят друг другу ласковые слова
любуются живыми цветами
и обращают внимание на насекомых

тогда и он может сверкнуть
в лучах мимолетной славы
если окажется в нужное время
в нужном месте

а если это вдруг
последний день помпеи

когда все бегают по улицам
выкрикивают бессмысленные слова
набивают баулы и чемоданы
бесполезными уже вещами
давятся за место в лодках
на которых никто не спасётся?

тогда никому нет дела до мотылька
никто не станет разглядывать
радужные переливы его крыльев
не запомнит и даже не прочитает
на его мохнатом брюшке
инвентарный номер

 

+++
они просто так
никогда не увидят меня

им нужна подсказка

порыв ветра сквозь запертое окно
звон вилки не долетевшей до пола
крест показавшийся над водой
песня из выключенного приёмника

нелепая опечатка в меню
пожарный оркестр на пляже
девочка на вершине башни
что-нибудь наталкивающее на мысль
что в их жизни слишком много
бессмысленных совпадений

когда я смотрю в зеркало заднего вида
я боюсь что мир сзади не совсем
похож на то что мне показывают

или же я не хочу пропустить подсказку
от того кто ещё не отчаялся
попасться мне на глаза

 

+++
Когда мы скоблили зеницами красные клёны,
юную кровь очищая от копоти скучных веков,
за нами попарно следили небесные клоуны
и улица в гору песчаным ползла червяком.
Вихляя, входил автомат в помещение биржи,
вибрировал в воздухе взвесью рыбацкий тротил.
Пусть юная кровь расцвела, но царевич убит же?
А может, царевич горит? А может, царевич летит?
Та улица вьётся во мне наподобие цепня,
казённые жвалы машин прогрызают пески.
Царевич убит, но осеннее зренье бесценно
и белая кровь выпадает на берег реки.

 

+++
Студёной колонной стоит госпожа Коллонтай.
Как мёртвые слизни, висят на ветвях циферблаты.
По площади сонной давно уж не ходит трамвай,
и рельсы поврозь соблюдают свои целибаты.
Размеренно дышат змеиные ноздри метро,
а ближе к полудню атланты меняют погоду
и горнюю воду ливнёвки несёт решето,
как наглые фаты несли ананасную воду.

 

+++
прости меня но осень такая пора
когда проступают буквы сквозь нас и наши дома
и хотя невежливо смотреть мимо тебя
но меня увлекают эти письмена
осень дрессировщик львиного зрачка
окулист в поликлинике ветровой
где мёртвые буквы ш б м н к
обрастают гласными как ветви листвой

 

+++
Кресты на твоих куполах — кресты на воздушных воротах,
как будто бы нá небе кто-то задумал погром.
Утиный диктатор кричит на далёких болотах,
и жирные листья на землю летят топором.
Горит аварийная лампа в пятнадцать каратов,
ночные машины везут деревянный песок.
Безмолвный актёр, пополам перерубленный рампой,
в студёное небо малиновой кровью истёк.

 

 

 

©
Игорь Караулов — родился в 1966 году в Москве, где проживает и по сей день. Окончил географический факультет МГУ. Автор шести поэтических книг: «Перепад напряжения» (2003), «Продавцы пряностей» (2006), «Упорство маньяка» (2010), «Конец ночи» (2017), «Ау-ау» (2018), «День святого Валентина» (2021), а также сборника статей «Трудный возраст века» (2020). Стихи публиковались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Арион», «ШО», «Воздух», «Бельские просторы», «Критическая масса» и др. Проза публиковалась в журнале «Новый берег». Лауреат Григорьевской поэтической премии (2011). Победитель Волошинского конкурса (поэзия) (2017). Дипломант премии «Московский счет» (2019).

 

Если мы где-то пропустили опечатку, пожалуйста, покажите нам ее, выделив в тексте и нажав Ctrl+Enter.