Юлия Стоногина ‖ Косплэй

 

Фрагменты гротескной инстаграм-драмы в 4-х действиях, в стихах,
по мотивам драмы Михаила Лермонтова «Маскарад»

 

Действующие лица:

Евгений АРБЕНИН, 41 год, бывший профессиональный игрок, теперь успешный предприниматель, владелец компании электронных игр. Одновременно – закрытый инвестор в теневые казино. Женился на Насте/Нине год с небольшим назад. Часто проводит время в своем загородном доме, тогда как молодая жена любит столицу и ведет там свой небольшой творческий бизнес. Использует только Фейсбук изредка, 45 друзей, 4000 подписчиков.
НАСТЯ, его жена, 26 лет, дочь карьерного дипломата, выпускница кафедры французского языка, дизайнер ювелирных украшений. В этом году запустила свой сетевой ювелирный проект и открыла 3 ювелирных точки оффлайн. Ник Nina_Jewel, и ее, как правило, зовут этим именем, 30 000 подписчиков в Инстаграм.
Максим ЗВЕЗДИЧ, 25 лет, красавец-жиголо, зожник, мотогонщик, на содержании у дам всегда старше его, ездит с ними по курортам, клубится, играет, периодически подрабатывает моделью. Ник «Князь», 1 500 000 подписчиков в Инстаграм (в основном, дамы).
Наталья ШТРАЛЬ, 38 лет, светская львица, телеведущая, певица, вдова цыганского барона. Скрытая нимфоманка. Один из центров модной московской тусовки. Учредила свой социальный фонд и проводит регулярные благотворительные пати, ток-шоу и т.п. Ник Baronessa, 3 000 000 подписчиков в Инстаграм.
Афанасий КАЗАРИН, старый друг Арбенина, 43 года, продолжает зарабатывать покером, живет в амплитуде «то пусто, то густо», периодически пасется у великодушного Арбенина.
Адам ШПРИХ, директор букмекерских контор оффлайн и онлайн.
НЕИЗВЕСТНЫЙ (призрак из 1990-х годов)

Друзья героев, участники косплэй-тусовок, охранники, прислуга на даче Арбенина.

Время и место действия: конец 2010 – нач. 2011 гг., Москва, Московская область.

ПРОЛОГ

Картины зимнего утра.

НИНА – в залитой солнцем комнате-студии работает с фотографом и моделью. Они делают съемку ювелирных изделий. Нина достает комплекты, выбирает из нового, примеряет на модель, советуется с фотографом. Сама фотографирует рядом с ним на смартфон, и сразу постит в Инстаграм. Атмосфера творческого бизнеса. В конце модель делает пару селфи с Ниной – обе молоды и хороши, но строгое сравнение в пользу Нины: она живее, увереннее, светлее.

АРБЕНИН – за городом, в просторной гостиной, сидит с ноутбуком, получает-отправляет мейлы, смотрит присланные ему варианты рекламы, отчеты, делает звонки. За окном – русская зима, садовник работает во дворе, расчищает дорожки усадьбы на мини-снегоуборщике, устанавливает с помощником большую ель (приближается Новый год). Арбенин делает перерыв и открывает мессенджер – там много сообщений, и одно – от Нины, ее фото с моделью, ссылка на свой Инстаграм. Арбенин открывает, видит новую фотосессию, ее новые работы, немного листает, улыбается, почти сразу закрывает, но отправляет Нине короткий одобрительный месседж. Возвращается к делам.

ЗВЕЗДИЧ – едва только просыпается голый на круглой кровати-траходроме. Вернее, его нежно будит дама под пятьдесят, худощавая, миниатюрная, с дрогнувшим морщинами лицом, в спортивном дезабилье. Она ему приносит чашку кофе, и пьет с ним рядом, периодически поглаживая его там и сям. Звездич вял, но признателен. Дама очень ласкова с ним, хоть и не хочет себя уронить. Она протягивает ему коробочку, в ней запонки от дорогого бренда. Звездич благодарит утренним сексом.

ШТРАЛЬ – в своем пентхаусе, читает сценарии, черкает, курит электронную сигарету, рассматривает своего секьюрити у двери, тот напрягается. Звонок, к ней приходит ее имиджмейкер, они вдвоем идут в гардеробную, выбирают там костюмы, он достает новые из большого портпледа. Снимает Штраль много раз в разных комплектах и позах. Она постит это в Инстаграм, скромно-хвастливо, что-то вроде «подготовка к вечернему шоу». Мгновенно накручиваются лайки и комменты. Штраль довольна.

КАЗАРИН с понтером – в подпольном клубе-казино готовят столы к вечеру, периодически обсуждают что-то полусекретно. На большом ТВ-экране за их спинами начинается новостной репортаж о спецоперации в подпольном казино. Оба прерывают разговор, внимательно смотрят несколько минут эфира, переглядываются, возвращаются к подготовке столов в испорченном настроении.

НЕИЗВЕСТНЫЙ на авто неприметной марки едет по загородной дороге, на въезде в элитный дачный поселок путь ему преграждает шлагбаум. Он показывает охране пропуск и попадает на территорию. На низкой скорости проезжает участки с роскошными особняками и коттеджами, минует участок Арбенина. Проехав вперед, останавливает машину, в зеркала заднего вида особенно внимательно рассматривает плотный забор, высокую крышу дома.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Вечером в подпольном клубе-казино – Казарин, Звездич, позже Арбенин, и другие игроки.

2-й понтер (тихо второму). Смотри во все глаза.
Звездич. Ва-банк.
2-й понтер. Эй, Князь,
Гнев только портит кровь, — играйте не сердясь.
Банкомет. Убита.
Звездич. Черт возьми.
Банкомет. Позвольте получить.
2-й понтер (насмешливо). Я вижу, вы в пылу готовы всё спустить.

Князь, выпив смузи с зеленым чаем, садится в стороне и задумывается.

Шприх (подходит с участием). Не нужно ль денег, Князь…
скажите – помогу.
Проценты вздорные… а ждать сто лет могу.

Князь раздраженно качает головой и отворачивается. Шприх недовольный уходит.
Банкомет следит глазами за Князем, дает знак охране его не выпускать. Звездич какое-то время следит за игрой, потом пытается выйти. Две гориллы заступают ему дорогу без слов: он должен рассчитаться сегодня. Звездич сидит, держа мобильный перед глазами, раздумывает, которая из женщин может помочь ему такой большой суммой. Через время пытается выйти еще раз, ему опять не удается.
Арбенин приезжает на Майбахе, но одет в смарт-кэжуал, не выпячивает доход через одежду. Входит, здоровается, подходя к столу, потом отходит с Казариным.

Арбенин. Да, я давно уж не был с вами.
Казарин. Делами занят все?
Арбенин. Любовью… не делами.
Казарин (усмехнувшись, подзывает Шприха). Вот здесь приятель мой,
рекомендую вам: Арбенин.
Шприх (давая свою визитку). Я вас знаю.
Арбенин. Вроде нам
Встречаться не случалось.
Шприх. По рассказам.
И столько я о вас слыхал того-сего,
Что познакомиться давным-давно желаю.
Арбенин (в это время гуглит его имя и не находит):
Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего.

Шприх, скорчив кислую мину, уходит.

Арбенин. Он мне не нравится… Видал я много рож…
Казарин. Э-э, братец мой, — что вид наружный?
Пусть будет хоть сам черт!.. да человек он нужный,
Хоть и на гоблина похож.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Звездич в толпе стоит перед подиумом с коктейлем, увлеченно наблюдает эффектные выступления косплэйщиков на подиуме. Это почти гимнастические программы под J-pop. Одна маска – в черном комбинезоне (женщина-кошка?), верхняя часть лица закрыта, с ушами-рожками – выглядит особенно сексапильной, с отличной физической подготовкой. Сильный грим, парики и линзы, полумаски костюмов не просто скрывают, но в корне меняют внешность и не дают возможно даже близко узнать кого-либо. Все девушки примерно одного роста и одной комплекции (зожницы и посетительницы спортзалов), с небольшими различиями в темпераменте. Звездич отмечает все: глубокие вырезы, накачанные ягодицы, красивые ноги, и видно, что все больше настроен на сексуальное приключение. Маска, которая привлекла внимание Звездича, отделяется от своей группы и хлопает его по плечу.

Маска. Я знаю тебя!

Звездич откровенно рассматривает ее и улыбается.

Маска. О чем ты размышлял, — и это мне известно.

(Идет в сторону кулис, потрясающая спина, попа, ноги, манит его пальцем через плечо)

Звездич (в предвкушении). Ну, если не ошибся я…
То ротик у нее прелестный.

Они скрываются за большим занавесом, следует сцена орального секса, маска обслуживает Звездича.

Арбенин один, со стороны смотрит на веселье, постит на фейсбуке несколько фото с подписью.

Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.

В это время Арбенин находит у себя в мессенджере одно за другим сообщения с неизвестного номера: угрожающие смайлы (смерть, череп с костями, черти и пр.). Он стирает их, но через время приходят новые. Блокирует отправителя, но с другого номера приходит одна строчка «Сегодня жди несчастья». Арбенин раздосадован, оглядывается вокруг, пытаясь понять, нет ли рядом кого-то, кто его интригует. Действительно, какой-то мужчина в цивильном костюме, но в маске, держа в руке мобильник, встречается с ним взглядом и отводит глаза. Арбенин направляется в его сторону, между ними только две невысокие балюстрады.

Арбенин. Вы знаете, кто я?
Неизвестный. Я знаю, кто вы были.

Арбенин прыжком перемахивает на вторую балюстраду, но тот скрывается в толпе.

Арбенин. Постой!.. пропал… кто он?
Вот дал мне бог заботу.
Трусливый враг какой-нибудь,
А им ведь у меня нет счету,
Ха, ха, ха, ха! прощай, приятель, добрый путь…

По вестибюлю проходят две косплэйщицы, кто-то начинает задирать их, берет за руку, притягивает к себе – одна силовым приемом отталкивает парня, заставляя того упасть на пол, но в это время теряет с руки браслет. Обе скрываются.

Маска-кошка (выбегает, прерывисто дыша). Фак! я едва дышу…
Оон все бежал за мною!
Что, если бы сорвал он маску?! — Нет!
Он этой тайны не узнает!
Нет, не хочу! Но он желает
На память обо мне какой-нибудь предмет…
(Видит на земле браслет и поднимает.)
— Вот счастье! Боже мой — потерянный браслет!
Князь. Из тысячи других теперь ее узнаю.
(Подсаживается и хватает ее за руку.)
Всё, ты не убежишь!
Маска (притворяясь спокойной и веселой). Но я не убегаю.
Князь (делает попытку снять маску). Дай мне тебя увидеть!
Маска. А как знать…
Быть может, я стара, страшна… какую мину
Ты мне состроишь.
Князь. Хочешь испугать?
Но, зная прелестей твоих лишь половину,
Как остальных не отгадать!
Маска (хочет идти). Прощай-прощай!..
Князь. О нет! еще мгновенье!
Мобильник, инстаграм – что, не оставишь? Нет
В тебе к безумцу сожаленья?
Маска (отойдя на два шага). Ты прав, мне жаль тебя —
возьми пока браслет.

Бросает браслет ему через голову, пока он его ловит, она скрывается в толпе.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Князь (ищет маску по залу напрасно). Я в дураках… Она не проститутка…
как хороша!
Арбенин (идет задумчиво с айфоном). Кто этот злой пророк?..
Он должен знать меня… и вряд ли это шутка.
Князь (подбегая, с азартом). Мне послужил на пользу ваш урок!
Арбенин. Не знаю ничего и потому не спорю.
Князь. Да вы всё шутите, помочь нельзя ли горю?
Я всё вам расскажу.
Инстаграм-серия. Откровенные стоп-кадры: рассказ Князя, что было между ним и маской.
Князь. Как я был удивлен!
Красотка вырвалась — и вот:
как будто сон (показывает браслет).
Арбенин (криво улыбаясь на все эти излишества). Но покажите-ка…
Браслет довольно мил,
И где-то я видал такой же… погодите.
Да нет, не может быть… забыл.
Князь. Где отыскать ее…
Арбенин. Любую подцепите!
Князь. Нет, я ЕЕ сыщу на дне морском – браслет
Поможет мне. Походка, грудь, фигура!
Арбенин. Но ежели она не вовсе дура,
То здесь ее давно простыл и след.

Арбенин и Звездич оба уходят с эвента.

Интерлюдия. На следующее утро.
ЗВЕЗДИЧ – просыпается в постели другой женщины. Пока она готовит им кофе, он листает свой айфон, достает браслет, фотографирует и нажимает опцию «поиск по картинке», переходит по ссылкам, потом находит сайт магазина Нины. Сначала думает, что нашел просто сайт, но видит ссылки на ее профили в соцсетях и заходит туда. В ее Инстаграме находит фото с двумя браслетами. Звездич очень доволен: поиск быстро дал результат, к тому же маска – юная красотка. Женщина приносит кофе Звездичу и дарит ему золотую кредитку. Звездич благодарит утренним сексом.
БАРОНЕССА – лежит на банкетке с электронной сигаретой, просматривает сценарий. Потом сверяет пригласительные со списком на свой благотворительный аукцион.
Запрокинув локоть за голову, мечтательно думает о чем-то, подмигивает портрету усопшего мужа и возвращается к бумагам.
НИНА – в городской квартире Арбениных, в залитой солнцем комнате встает на беговую дорожку и шагает, переходит на бег, снимая ночной стресс. Ее телефон на держателе рядом с беговой дорожкой, она просматривает Инстаграм – чужие фото.
Потом всецело концентрируется на беге, долго бежит, в это время приходят сообщения о лайках, подряд раз 20. Перейдя на шаг, она нажимает клавишу и видит лайки в своем инстаграме – на разных фото, портретных тоже, и больше всего на браслетах, включая потерянный. Новый фолловер. Она смотрит фото – красивый парень, очень сексуальный, коротко смотрит его профиль. Пожимает плечами.
Набегавшись и пропотев, она останавливает дорожку, и в это время на ФБ ей приходит мессадж от Звездича с его улыбающимся фото: «Привет! Как ты сегодня?» Удивленная, она смахивает мессадж и уходит в душ.
Через пару минут открывается дверь: Арбенин, слышавший из спальни ее утреннюю разминку, пришел мириться. Он обвиняет себя в том, что рано верить в измену.
Он входит, комната пуста, слышен звук душа. Арбенин видит телефон, первое невольное движение к нему. Останавливает себя, мнется посреди комнаты. Подходит к тренажеру, смотрит на потухший экран телефона, хотел бы проверить, но сам себе противен. Собирается уйти, когда он около двери, Настя – очень свежая, сексуальная, в домашнем костюме – выходит из душа и видит его. Она напряжена и не собирается первой заговаривать.

СЦЕНА ПЯТАЯ

Арбенин (видит ее такую и сразу мягчеет).
Послушай, Нина!.. я смешон, конечно,
Тем, что люблю тебя так сильно, бесконечно,
Как только может человек любить.
(Нина оборачивается к нему, лицо светлеет)
Твоя любовь, улыбка, взгляд, дыханье…
Я человек, пока они мои,
Без них нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!

Они шагают друг к другу, берутся за руки, он притягивает ее к себе. Они стоят, обнявшись, у Нины на лице облегчение, Арбенина тоже отпустило, он чувствует, что был неправ и слишком жесток вчера. В эту минуту звучок айфона, экран вспыхивает сексуальной фотографией Звездича в спортивной майке, показывающей всю мускулатуру, и с подписью: «Поболтаем?»

Арбенин (резко отталкивает Нину).
Но если я обманут… если я –
(показывает ей на экран)
Обманут… если на груди моей змея
Так много дней была согрета, — если точно
Я правду отгадал… и, лаской усыплен,
С другим осмеян был заочно!..

Во время этих слов Нина хватает телефон, открывает переписку, удаляет ее, блокирует Звездича.

Нина (возмущенно). Так вот какое подозренье!
И этому всему виной один браслет!
Поверь, такое поведенье
Не я одна, но осмеет весь свет!

Арбенин поворачивается и уходит из комнаты, начинает собирать свои вещи, которые вчера привез, берет ключи от машины, кладет айпад в сумку/рюкзак.

Арбенин (про себя). И думал я, глупец, что, тронута, с тоской,
С раскаяньем во всем передо мной
Она сознается… да если б увидал
Одну слезу… одну… нет! смех мне был ответом.
Нина (выходит из комнаты). Послушай…
Я ни в чем не виновата… пусть
Меня накажет бог, — послушай…
Арбенин. Наизусть
Я знаю все, что скажешь ты.
Нина. Мне больно
Твои упреки слушать… Я люблю
Тебя, Евгений.
Арбенин. Ну, по чести,
Признанье в пору…
Нина. Выслушай, молю!
(Арбенин уже в прихожей, распахивает дверь, она ему в спину):
О боже, но чего ж ты хочешь?
Арбенин (захлопывая дверь, один, тихо и жестко). Мести!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Прошло несколько дней.
Время – около 11 утра. В пентхаусе Штраль несколько ее гостей пьют утренние коктейли, возможно, они остались у нее ночевать после вчерашней вечеринки. Среди них – Звездич, Шприх, две-три молодые женщины. В гостиной барная стойка.

В холле сидит охранник.
Нина в Ауди едет, разогнавшись, по набережной Лужников, солнечный день, поземка, в воздухе морозные искры. Подъезжает к дому Штраль, звонит снизу, от консьержа, поднимается наверх.

Нина. Катаюсь я, и мне пришла идея
К тебе заехать, мон амур.
Штраль. Ты что-то прежнего бледнее
Сегодня, несмотря на ветер и мороз,
И красные глаза — конечно, не от слез?
Нина. Я плохо ночь спала и что-то нездорова.
Штраль. Твой тренер нехорош — возьми другого.

Они присаживаются на диван и начинают вместе смотреть новый буклет Нины – ювелирка и фото нового бутика. Через время Баронесса отходит за коктейлем.

Князь (сразу приближается). Вы ювелир? Премиленький браслет.
А парный где?
(показывая на ее руку и фотографию в буклете)
Нина. Потерян!
Князь (с насмешкой). В самом деле?..
Нина. Что странного?
Князь. И не секрет,
Когда?
Нина. На той неделе.
Зачем вам знать, когда?
Князь. Я мысль свою имел,
Довольно странную, быть может.
Как бы сказать… Я предложить хотел
его вам отыскать, раз это вас тревожит.
Нина. Пожалуйста… но где?
Князь. А где потерян он?
Нина. Не помню.
Князь. Где-нибудь на пати?
Нина. Все возможно.
Князь. Или кому-нибудь на память подарен?

Нина сдвигает брови и смотрит на него с неприязненным удивлением.

Князь. Ну пусть потерян он, — а тот,
Который вам его найдет, —
Какое он от вас получит награжденье?
Нина (улыбаясь). «Спасибо».
Князь. Хм. Но если он
Вас любит? — если сами,
Не узнаны под маскою, его
Ласкали вы… любви словами…
О! ну, поймите же.
Нина (резко). Из этого всего
Я только поняла, что слишком вы забылись…
Сегодня в первый и последний раз
Не говорить со мной прошу серьезно вас.
Князь. О боже! я мечтал…
зачем вы рассердились?
Нина (отходит к Штраль). Adieu, ma chere, —
до завтра, мне пора.
Баронесса. Да погоди, с тобой мы не успели
Сказать двух слов.

Целуются на прощанье.

Нина. Я завтра жду тебя с утра.
Баронесса. Мне день покажется длинней недели.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Прежние, кроме Нины.

Князь (про себя в спину уходящей Нины).
Я отомщу тебе! вот скромница нашлась…
Пожалуй, я дурак — пожалуй, отречется,
Но я узнал браслет.
Баронесса. Чего бормочем, Князь?
Князь. Да многое обдумать мне придется.
Баронесса. Мне кажется, ваш разговор
Был оживлен, — какой-то спор?
Князь. Я утверждал, что трахнул на косплэе…
Баронесса. Кого?!
Князь. Её.
Баронесса. Как, Нину?
Князь. Да!..
Я доказал ей.
Баронесса. Без стыда
Ее позоришь ты заочно!
Под маской? доказательств нет.
Князь. Я получил тогда браслет.
И у нее такой же точно.
Баронесса. Вот доказательство… логический ответ!
Такие у нее есть в каждом магазине!
Князь. Вчера я все прогуглил их –
И убедился в том, что только два таких!
Баронесса. Я завтра дам совет полезный Нине:
Не доверяться болтунам.

Князь смеется и уходит.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

В баре казино Казарин и Шприх пьют кофе.

Шприх. Хочу у вас спросить:
Вы слышали, что ваш приятель
Арбенин ваш… олень.
(Делает пальцами изображение рогов.)
Казарин. Что?!.. Да не может быть.

Шприх коротко пересказывает историю знакомства Князя с Ниной на косплэе, их якобы взаимную любовь, чуть не месяц уже романа. И то, что Нина пытается теперь отвертеться, поскольку Арбенин подозревает, а Князь преследует ее.
Формат рассказа: Инстаграм-серия снимков.

Казарин. За этот треп похабный
Смотри, чтоб яйца муж тебе не оторвал.
Шприх. В таких ли я делах бывал!
(Достает айпад, собираясь показывать что-то Казарину)
Но слушайте — мне привезли недавно
Из Дагестана пять борзых собак.
Казарин. Рассказец твой, ей-богу, презабавный.
Шприх (листает фото борзых на айпаде). Ваш брат охотник,
вот купить бы славно!
Казарин. Итак, Арбенин — как дурак…
Шприх. Послушайте.
Казарин. Попал впросак,
Обманут и осмеян явно!
Женитесь после этого.
Шприх (пролистывает фото, пытаясь, чтобы Казарин увидел). Ваш брат
Находке этой был бы рад.

Казарин. В женитьбе верность, счастие, — всё враки!
Эй, не женись, Адам.
Шприх. Да я давно женат.
Послушайте, одна особенно вот клад.
Казарин. Жена?
Шприх (огорченно). Собака…
Казарин. Вот дались собаки!
(захлопывая тому с досадой айпад)
Послушай-ка, любезный друг,
Не знаю как жену — что бог даст, неизвестно,
А ты собак не скоро сбудешь с рук.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Казарин паркует машину на стоянке у дома Арбенина.

Казарин. В такой я заднице, что грустно!
Товарищ нужен мне искусный,
Арбенина втянуть опять бы надо мне
В игру; он будет верен старине.
(Пинает шину своей б/у Volvo.)
Мне скажут: можно отучиться,
Натуру победить. Дурак, кто говорит;
Пусть ангелом и притворится,
Да черт-то все в душе сидит.

Арбенин запускает Казарина внутрь, первые пару минут Казарин один, переходя из холла квартиры в гостиную. Осматривает с завистью смарт-хаус Арбенина, одновременно и хайтек, и уют, Нинина заслуга. Усмехается на семейные фотографии по стенам и граффити-портрет Нины во всю стену в холле. Звучит классическая музыка из мультирум-аудиосистемы.

Казарин (размышляет вслух). А все ведь отчего?
— умеет сохранять
Приличие во всем, блюсти свои законы,
Держаться правил… глядь! –
При нем и честь и миллионы!..

Арбенин входит мрачный, иной, чем в первом действии, молча здоровается за руку.

Казарин. Отлично ты живешь, я очень рад…
Однако ж все мне жаль, что ты женат!
Арбенин.С чего бы?
Казарин.Так… я вспоминаю
Про прежнее… когда с тобой
Кутили мы, в чью голову, — не знаю,
Хоть оба мы ребята с головой!..
При мысли, как с тобой вдвоем из-за кулис
Выманивали мы танцовщиц и актрис…
Потом к приятелю… игра уж в самой силе;
На картах баксы наложены горой:
Один горит, в поту… другой
Бледнее жмурика в могиле.
Садимся мы… и загорелся бой!..
И тут сквозь душу переходит
Страстей и ощущений тьма,
И часто мысль гигантская заводит
Пружину пылкого ума…
Арбенин. Да, кто мне возвратит
вас, буйные надежды,
Вас, нестерпимые, но пламенные дни!..
Вернусь к тому, что было прежде.
Беспечность и покой — не для меня они!..
Мне мужем быть или отцом семейства?
Мне ли, который испытал
Все сладости порока и злодейства,
Литву, Майями и Урал,
оффшоры, ЧИФы, казначейства,
где Центробанк, там и централ…
Добропорядочность кривая,
Я был обманут и тобой,
Короткий наш союз теперь я разрываю —
Прости-прощай!..

Хватает кожаную куртку, вынимает увесистую пачку денег из стола, за ними – малокаберный карманный пистолет (Кольт Мустанг или Беретту) и сует то и другое во внутренние карманы.

Казарин (про себя). Теперь он мой!..

Уезжают вместе, напевая:

Бутырская тюрьма – судьба ломается,
Бутырская тюрьма – душа там мается,
Бутырская тюрьма – жизнь не кончается.
Тюрьма стоит, столица спит, земля вращается.

Арбенин изменился даже внешне, от респектабельного перешел к спортивно-агрессивному имиджу, прическа неуловимо изменилась, выражение лица утратило спокойную уверенность – стал жестким и недоверчивым.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Князь один. На его мобильный приходит звонок. «Абонент неизвестен». Он снимает трубку. Женский голос измененный:
Послушай, Князь!.. сегодня я узнала,
Как – это все равно… что ты
К жене Арбенина неосторожно
Подкатывал… забудь понты,
Она тебя не любит — невозможно
в такое верить… эта мысль одна
Убьет тебя, ее и всех! Она
Не знает ничего… но муж читал… ужасен
В любви и ненависти он —
Он не простит… он приучён
К убийству… ты так молод…

На том конце кладут трубку, короткие гудки. Князь озадачен, но не испуган.
Раздается звучок мессенджера. Он открывает сообщение, оно от Арбенина.

«Максим, как жизнь… приезжай сегодня в клуб вечером, там будет много… и мы отлично проведем время… С меня ужин. Давай, жду обязательно… Е.А.»

Князь (улыбаясь, пожимает плечами).
Что там у дамочки? – предчувствие беды…
Арбенин слишком крут, нужна ему огласка?
Не станет делать он без цели и нужды,
В пустой комедии кровавую развязку.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

В клубе: Арбенин, Казарин, понтеры, игроки, потом Звездич

Казарин. Теснит тебя домашний круг,
Ты наш. Дай руку, старый друг!
Арбенин. Я ваш!

Начинается игра с участием Арбенина, Казарина и других. Ставки повышаются.
Пока за столом сдают, на ТВ-экране за спинами: «НТВ»: программа «Максимум», посвященная «прокурорской рулетке». Казарин переключает канал – там с той же темой «Неделя» Марианны Максимовской. Переключает снова – с той же темой и программа «Русские сказки» Сергея Доренко.

Хозяин. А Князя надо пощипать слегка.
Казарин. Да… да.
(В сторону.)
Забавна будет стычка.
Хозяин. Посмотрим. — Транспорт!..

Слышен шум подъезжающего мотоцикла.

Арбенин. Это он.
Казарин. Твоя рука дрожит?..
Арбенин. Да ничего! — отвычка!

Князь входит, в спортивном прикиде, весел и чертовски хорош. Оглядывает всех – видит нового для себя Арбенина – словно Князь, только на пятнадцать лет старше и куда жестче.

Хозяин. Отлично, Князь! — успели до торгов;
Снимайте краги и садитесь,
У нас ужасный бой.
Князь. О! я смотреть готов.
Арбенин (усмехаясь). А всё играть с тех пор еще боитесь?

Князь, хоть и понимая, что это провокация, в запальчивости подсаживается к столу.
Инстаграм-серия: Все делают ставки, начинается новый круг. Вскоре Арбенин обвиняет Звездича в мошенничестве и спускает на него охрану. Он заранее поставил задачу: изуродовать лицо, чтобы Князь потерял свое главное преимущество и способ заработка.

Клинический диагноз: Перелом основания черепа.
Описание диагноза: Ушиб головного мозга средней тяжести. Осколочные переломы латеральных, задних и медиальных стенок обеих верхнечелюстных пазух, а также передней стенки всей левой верхнечелюстной пазухи, всех стенок обеих орбит. Передней стенки лобной пазухи. Перелом лобной кости слева. Эмфизема ретробульбарных клетчаток обеих орбит, левой крыловидно-небной ямки.
Параорбитальная гематома справа. Пневмоцефалия. Ушибленная глубокая рана левого надбровья. Гемосинус. Переломы костей лицевого отдела черепа с выходом линии перелома на переднюю черепную ямку.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

На какой-то вечеринке. Звездич с распухшим изуродованным лицом проходит через толпу знакомых, все косятся на него, перешептываются и не заговаривают. Нина стоит в холле, Звездич подходит сзади, без слов трогая ее за руку. Она оборачивается прямо в его разбитое лицо, и вскрикивает.

Князь. Послушайте и будьте осторожны:
Ваш муж злодей, бездушный и безбожный,
И я предчувствую, что вам грозит беда.
Я завтра улечу, прощайте навсегда.
Возьмите ваш браслет, он больше мне не нужен.

Арбенин следит за ними издали.

Нина (в легкой панике хватает браслет и быстро прячет в клатч)
Как этот инцидент связать могли вы с мужем?
Князь, вы сошли с ума, — на вас
Теперь сердиться было б стыдно.
Князь. Я завтра улечу — прошу в последний раз…
Нина. Куда ж летите вы? и далеко, как видно;
Не на луну?
Князь (уходя) Нет, ближе; в Гондурас.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Арбенин везет Нину (она дремлет в машине) не в квартиру, а в загородный дом. Там отпущена прислуга, темный участок. Нина просыпается, когда они уже подъезжают, и удивлена, но у нее уже плохое самочувствие и мало сил на вопросы. Когда они заезжают на участок, Арбенин включает елку с иллюминацией.
В доме Нина в примыкающей к спальне ванной, смотрит в зеркало, ее мутит, лицо бледное, она выпивает воды, но легче не становится.

Нина. Мой муж меня пугает. Отчего,
Не знаю! он молчит, и странен взгляд его.

Она выходит из ванной, идет к кровати – мобильного, оставленного там, нет. Нина оглядывает комнату, чтобы найти его, и видит фигуру Арбенина со спины в кресле.

(…)

Нина. Евгений,
Мне плохо, я больна.
Арбенин. Да мало ли мучений,
Которые сильней, ужаснее твоих!
Нина. Не вызвать скорую?
Арбенин. Жизнь — вечность, смерть — лишь миг!
Нина (в испуге). Но я — я жить хочу!
Евгений, я молю:
Пошли за доктором скорее.
Арбенин (встает, холодно). Не пошлю.

Молчание.

Нина. Конечно, шутишь ты — но так шутить безбожно:
Я умереть могу — звони скорей.
Арбенин. Что ж? разве умереть и невозможно
Без доктора?
Нина. Ты что, злодей?
Ты, что, меня не любишь?
Арбенин. А за что же
Тебя любить? — за то, что целый ад
Мне в грудь ты бросила? ну нет, я рад, я рад
Твоим страданьям; боже, боже!
Как это, как! меня продать!
Меня за этого глупца… меня, который
По слову первому был душу рад отдать,
Мне изменить? мне? и так скоро!..

Дает ей пощечину, лицо Нины искажается, ее рвет на ковер. Слезы катятся по щекам, она в полуобмороке.

Нина (задыхаясь). Браслет мой… Князь нашел… Потом
Каким-то хитрым мудаком
Ты был обманут…
Арбенин (поражен матом из ее уст). А… Обманут!..
Плачь! плачь — но что такое, Нина,
Что слезы женские? вода!
Я плакал! я, мужчина!
От злобы, ревности, мученья и стыда
Я плакал — да!
А ты не знаешь, что такое значит,
Когда мужчина — плачет!
Нина. Смерть, смерть! он прав — откуда этот ад?…
Арбенин (буднично). Да я тебе в креманку всыпал яд.

Берет пульт и опускает внутренние шторы и внешние жалюзи.

(…)
Нина (вырывается и вскакивает)
Сюда… на помощь!.. умираю —
Яд, яд — не слышат… понимаю,
Ты осторожен… никого…
Убийца… Боже… проклинаю!

Не добежав до двери, падает без чувств.

Далее отрывок их разговора слышен через камеру прослушки, динамик которой в машине Неизвестного.

Арбенин (подходит).
Ах, Нина… бедное созданье,
Ей не по силам наказанье…
Бледна!
Но все черты спокойны, не видать
В них ни раскаянья, ни угрызений…

Нина (слабо). Прощай, Евгений!
Я ни в чем не виновата… ты злодей…
Арбенин. Нет, замолчи,
теперь уж не поможет
Ни ложь, ни хитрость… говори скорей!
Ты изменила… так шутить не может
Сам ад любовию моей!
Нина. Теперь мне все равно… я все ж
Ни в чем не виновата.
(Умирает.)
Арбенин (подходит к ней и пинает ее ногой, переворачивая).
Ложь!

СЦЕНА ПЯТАЯ

Раздается требовательный звонок у въездных ворот.
Арбенин, пораженный ночным визитом, смотрит в видеокамеру. К ней близко подходит человек, лицо искажено темнотой и оптикой, он подмигивает в камеру.

Неизвестный. Ну что, Евгений, вижу ясно:
Ты не узнал меня. Я не из тех людей,
Которых может миг опасный
Отвлечь от цели многих дней.
Арбенин. Эй, убирайся!

Хочет набрать номер полиции на мобильном, но оглядывается на труп Нины.

Неизвестный. Но сперва открою
Тебе я истину одну.
Послушай: ты ведь зря убил свою жену…
Арбенин. Что?! что такое?
Неизвестный. Твоя жена невинна — как-то строго
Ты обошелся.
Арбенин (хохочет). У тебя в запасе шуток много?

Он хватает оружие, срывается из дома и бежит по метели к воротам. Арбенин между шоком, что кто-то уже знает про убийство жены, и словами о ее невиновности. Он теряет осторожность, забывая необходимость притворяться и только хочет объяснений. Арбенин распахивает дверь и наконец узнает лицо из прошлого.

Неизвестный (говорит в открытую Арбениным калитку).
Клянусь, я не шучу, нет, нет.
Твоей женой потерянный браслет
Попался Баронессе и потом
Был Князю дан ее рукою.
Ты ошибался: ведь твоей женою
Любовь его отвергнута была.
(с садистским удовольствием)
Ах, я ее видал — ее глаза
Всю чистоту души изображали ясно.
Кто думать мог, что этот цвет прекрасный
Сомнет минутная гроза.
Арбенин. Стой, что ты говоришь? Нет сил, нет сил…
Я так был оскорблен, я так уверен был…
Неизвестный. Да, двадцать лет назад ты надо мной смеялся,
Теперь и я повеселиться рад.
Недавно до меня случайно слух домчался,
Что счастлив ты, женился и богат,
И стал я следовать, подельник дорогой,
Без устали, всегда повсюду за тобой,
Все узнавал, платил — и наконец
Пришел трудам моим венец.

Подмигивает ему, отступает к своей машине, садится и уезжает.
Арбенин кричит немым криком и сползает в снег у калитки.

ЭПИЛОГ

Из камеры Арбенина в следственном изоляторе выходит полицейский психолог, садится за стол в кабинете рядом с камерой. Неизвестный садится напротив – теперь видно, что он в высоких чинах – ждет пояснений по состоянию Арбенина.

Психолог. Он болен не шутя, и я не сомневаюсь,
что в голове его была мучений тьма.
Но если он сойдет с ума,
то я за жизнь его ручаюсь.

Неизвестный кивает, он смотрит в глазок в камеру, где мечется Арбенин.

Неизвестный. Давно хотел я полной мести,
И вот вполне я отомщен!

В глазке разворачивается панорама недавних событий на похоронах Нины.
Храм. Гроб с телом Нины на возвышении, лицом к алтарю. Она красива даже в смерти. Вцепившись в гроб, не отходя ни на минуту, стоит Арбенин.
К гробу подходят, чтобы проститься с Ниной: Казарин, Шприх, Баронесса, подруги Нины – молодые женщины ее же возраста, потрясенные ее смертью.

Переход во времени и пространстве.
Штраль – в женском монастыре, в монашеской одежде, повязанная платком, выполняет послушание.

Штраль. Былая жизнь моя прошла,
И жизнь уж ждет меня иная;
Да, я была причиной зла,
И мир навеки покидая,
Сюда все прежнее загладить я пришла.

Князь – в камуфляжной форме, на плацу, на пробежке в строю. Гондурас, тренировочный лагерь наемников. Звездич радикально переменился, лицо изуродованное и жесткое, мышцы для войны, а не для рекламы или секса.

Князь. Когда б я знал, что из одной ошибки
Произойдет так много зла,
Конечно б, не искал ни взгляда, ни улыбки…

У храма: машина, в которой Неизвестный на месте пассажира, опускает окно и смотрит на храм, где идет отпевание Нины. К нему обращается подчиненный, Неизвестный кивает ему. В момент выноса гроба с телом Нины группа задержания берет Арбенина и уводит его в автозак. Арбенин вырывается, он в состоянии душевного расстройства, хочет идти за гробом Нины, но видит издали машину с опущенным стеклом и Неизвестного.

На подиуме девушки-косплейщицы начинают свой проход под вальс Хачатуряна из «Маскарада».
В Подмосковье маски-шоу: в десятке городов Московской области происходит серия задержаний в подпольных казино и их закрытие. Выводят организаторов и гостей, под руки ведут главных фигурантов.

 

 

 

 

©
Юлия Стоногина — культуролог, японовед, евангелист японской креативной экономики. Кандидат культурологии. Публиковалась в журналах «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Этажи». Соавтор ряда коллективных монографий о Японии, а также собственной книги о культурных особенностях японского бизнеса «Бусидо 5.0: Бизнес-коммуникации в Японии». С 2011 года живет и работает в Токио.

 

Если мы что-то не увидели, пожалуйста, покажите нам ошибку, выделив ее в тексте и нажав Ctrl+Enter.