Елена Суханова ‖ Вперёд, к заформалиненным акулам!

 

Всё в мире движется к своей цели, но по непонятному сценарию. Некогда художники, знающие настоящую цену искусству, пришли в недоумение, ведь оказался изобретён фотоаппарат. Живописцы растерялись. Получалось, что теперь не нужно скрупулёзно прорисовывать каждую чёрточку на портрете. Умение запечатлевать на века сделалось не таким и ценным. Эстафету перехватили технологии.

Сейчас то же самое происходит с литературой, и можно проанализировать.

Желая убежать от могущества фотоаппарата, импрессионисты вышли на пленэр. Накося выкуси, чёрно-белая фотобумажная правда! Мы будем широкими мазками складывать на холст яркие краски солнечных дней. И получалось. Импрессионисты пробирались сквозь толпу критиков и отмахивались от отказов Салонов.

Технологии шли вперёд. Фотографирование перестало быть жутковатым процессом. Голову уже не требовалось фиксировать пугающим инструментом и долго стоять не двигаясь. Вскоре запечатлеться на бумажной правде мог позволить себе любой, на эту правду даже яркие цвета стали складывать.
А художники бросились во все тяжкие. Двинулись в обратную от реализма сторону. Кубизм, конструктивизм, абстракция.

Накося выкуси, фотоаппарат! Сможешь ты зафиксировать галлюциногенные явления?

Раз технологии позволили остановить мгновение и превратить в картину всё сущее, живописцы сделали для себя целью изображать ничто. Торопились они к результату кто во что горазд, немало преуспел Казимир Малевич. «Чёрный квадрат» — самое настоящее ничто, ничего ничтее ещё не придумали. Это был мощный шаг в обратную от академизма сторону. Потому полотно и считается шедевром.
Останавливаться не следовало. Творцы искали новые формы. Превратить фотографию в картину? Ваш выход, Энди Уорхолл. Создать полотно из страницы комикса? Жми, Рой Лихтенштейн. Можно просто порезать холст, Лучо Фонтана сделает это особенно изящно.
И тэ дэ и тэ пэ, вперёд, к заформалиненным акулам!
Технологии изменили устоявшееся понимание живописи, а с появлением интернета пришёл черёд литературы.

Долгое время книга являлась продуктом труда многих людей. Самый лучший вид этот продукт приобретал после того, как в него вложили силы редакторы, корректоры, дизайнеры и типографы. Если автора замечали в издательстве, это означало, что он как минимум не пустышка, а как максимум — гений.

Интернет повёл себя подобно Полиграфу Полиграфовичу, решил всё взять и поделить. Предоставил равные возможности и пустышкам и гениям. Можно подобно тому же Шарикову не соглашаться ни с Энгельсом, ни с Каутским — спорить до хрипоты и кричать о деградации, но с технологиями спорить бесполезно. Они выиграют. Равные возможности обезличили работу людей, без коих раньше книга не создавалась. Теперь автору не обязательно иметь понятие о значении отдельных слов и о необходимости знаков препинания, необязательно даже знать, что прямую речь следует начинать с большой буквы. Он отдаёт себя на волю Word´а и не всегда богатой фантазии, а после спешит издать книгу на доступном ресурсе и указать приличную цену.

Площадка в сети — это прям Салон отверженных. Там выставлялись художники, чьи картины не приняло официальное жюри.

Да, современный писатель не считает, что должен иметь понятие о грамотности, но в классической живописи тоже существовали правила, а импрессионисты их нарушали.
Дальше будет больше.

Интернет, как некогда фотоаппарат, облегчил процесс выпуска текста в большой мир, и иные авторы ощутили растерянность. А затем перешли к упрощению, став кидать широкими мазками краски на безразмерный холст Всемирной паутины.

Начали появляться новые жанры, а книги приобрели непривычный вид. Пожалуй, следует ожидать литературного футуризма и повествовательного сюрреализма. Попытки уже предпринимаются.

И вперёд, к заформалиненным акулам!

Это не хорошо, и не плохо. Это совершенно закономерно. Можно придумывать, что во всём виноваты Запад со своими происками и кризис системы образования. Можно видеть кругом гибель русского языка и сокрушаться, что в гробу переворачивается наше всё — то самое, замеченное стариком Державиным, который «в гроб сходя, благословил».

Только против реальности не попрёшь. Когда для изменений складываются предпосылки, эти изменения происходят, хоть костьми ляг.

Мне вот даже интересно посмотреть, создаст ли некий одарённый писатель совершенное ничто в литературе. Такое, чтоб прославилось не меньше «Чёрного квадрата».

 

 

 

©
Елена Суханова — прозаик, эссеист. Окончила Литературный институт им. Горького, семинар прозы Орлова В. В. Автор нескольких романов и детских книг, победитель разных литературных конкурсов. Имеет публикации в альманахах и книжных изданиях.

 

Если мы что-то не увидели, пожалуйста, покажите нам ошибку, выделив ее в тексте и нажав Ctrl+Enter.