Прочтя в «Этажах» подборку стихов Марии Ватутиной «Соло на себе», вдруг поняла, что накормила мысль сердцем. Сердцем женщины. Страстной, умной, честной. И женщина эта несёт поэзию. Несёт просодию не только слога, слова, а в большей степени синтагмы, фразы, сверхфразового единства и в итоге текста как откровения. Наверное, из-за сочащейся крови поэта в строчках зашкаливает уровень железа. Оно то калёное, то сопротивляющееся ржавчине, то жидкое, текучее. Потрясают принципиальность и страстность, чувственность стихов Ватутиной. Но она умеет не сорваться ни в пошлость, ни в самоуничижение. Нет равнодушия, есть чувство собственного достоинства. Талант сопереживать и видеть в чужом несовершенстве и свою экзистенциональную вину как миссию исцеления от забвения и молчания. Мастерство изображения близкого далёкого человека, любви всепрощающей, но превозмогающей отверженность и вопреки боли желающей помнить всё. Лирическая героиня где-то ипостась, где-то прототип, где-то архетип и прообраз всех женщин – Мария Ватутина всегда верна себе и Богу в себе. Соло не одиночество. Соло – первый голос в душе.
***
Молчащие столетие подряд,
Немые, не вступающие в пренья,
Не ведающие, что за вас творят
Молчащие по рангу и презренью,
Услышьте нас. Мы — ваши голоса.
Поговорите нами в небеса.
В нас хоронящей заживо стране
Мы выживаем и в посмертной маске.
На этой необъявленной войне
Еще у нас не отобрали связки,
Еще выходит глотками из нас
Словарный нерастраченный запас.
Еще мы оставляем письмена —
Свидетельствовать о живущих ныне.
Но неизвестны наши имена
И письменность в натуре отменили,
Особенно, где рифмы и столбцы,
Пророков упраздняют, стервецы.
Когда страдает слух — страдает дух.
Молчание чревато слепотою.
Прислушайся. С подвальных раскладух,
Из-под асфальта музыкой простою,
Книжонкой тощей с коркой на клею
Врачует смысл бессмысленность твою.